Россия готова подключиться к "Кабульскому коридору"

Виктория Панфилова


Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев и премьер Пакистана Имран Хан 14 апреля обсудили на видеоконференции вопросы регионального взаимодействия и реализации трансафганского проекта железной дороги «Кабульский коридор». Магистраль свяжет Узбекистан с портами Карачи и Гвадар на Аравийском море. Исламабад желает получить доступ к рынкам Центральной Азии и РФ.

Отношения между Пакистаном и Узбекистаном долго оставались натянутыми из-за того, что стороны поддерживали различные силы во внутриафганском конфликте. Исламабад – полевого командира Хекматияра, а затем и движение «Талибан» (запрещено в РФ), Ташкент делал ставку на силы Северного альянса, преимущественно афганских узбеков во главе с Рашидом Дустумом.

Ситуация начала меняться после объявления в Узбекистане начала экономических реформ. Ташкент заинтересован в налаживании отношений с соседями и поиске новых рынков сбыта.

«Объединяющим началом в третьем десятилетии XXI века стала экономика. Для Узбекистана крайне важен выход к морю, в том числе и через Пакистан. К тому же Южная Азия является крупным рынком сбыта. А как известно, сегодня экономика Узбекистана нацелена на расширение экспортных возможностей», – сказал «НГ» научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александр Воробьев.

Пакистан, в свою очередь, рассматривает Узбекистан как рынок сбыта своей продукции. Хотя торговый оборот между странами пока очень низкий, а из-за ограничений, вызванных пандемией, по итогам 2020 года так и вовсе составил 123 млн долл., но, как отметил Имран Хан, «потенциал имеется».

Главным препятствием в развитии двусторонней торговли называют отсутствие прямого транспортного сообщения. Именно вопросы строительства «Кабульского коридора», наращивания объемов взаимной торговли, расширения кооперации между ведущими предприятиями и компаниями двух стран, возобновления авиасообщения, развития межрегиональных контактов на переговорах на высшем уровне были основными. В Ташкенте и Исламабаде убеждены, что трансафганская железная дорога кардинально повысит транзитный потенциал Центральной Азии и возродит историческую роль региона в качестве моста, связывающего Европу и Азию кратчайшим сухопутным маршрутом.

«Проект развития железной сети в Пакистан через Афганистан во многом логичен. Но у него есть один серьезный минус: вопрос безопасности. Дорога пройдет по маршруту Мазари-Шариф–Герат и Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар–Карачи, это 573 км. Но гарантировать безопасность железнодорожных путей, тем более на долговременный период, будет достаточно сложно. Деньги, как известно, любят тишину. Кроме этого, магистраль должна пройти через горные районы Афганистана, где строительство с инженерной точки зрения будет сложным, но, как говорят специалисты, посильным», – отметил Воробьев. Эксперт считает, что в вопросах безопасности ставка делается на возможности Пакистана воздействовать на талибов. «Межведомственная разведка Пакистана имеет давние связи с различными милитаристскими группами в Афганистане. Но даже и в этом случае строительство данной железной дороги является «рискованной инвестицией».

Впрочем, добро на реализацию проекта уже дали в Кабуле и руководстве движения «Талибан». По сообщению UzDaily.uz, в Дохе 10 апреля 2021 года состоялись переговоры министра иностранных дел Узбекистана Абдулазиза Камилова с главой политического офиса муллой Бародаром Ахундом, в ходе которых лидер талибов отметил, что «крупные инфраструктурные проекты, осуществляемые Узбекистаном, будут содействовать не только экономическому развитию Афганистана, но и созданию необходимых условий для запуска полноценного политического процесса в стране». По его словам, Афганистан в будущем может стать «мостом доверия и сотрудничества» между Центральной и Южной Азией. Этот проект станет для Афганистана «экономическим трамплином», поскольку маршрут дороги пройдет вдоль месторождений меди, олова, гранита, цинка, железной руды и других полезных ископаемых. Начнется их разработка, будут созданы десятки тысяч рабочих мест.

Напомним, что между Ташкентом и Исламабадом уже подписана «дорожная карта» проекта. Деньги на проект готовы дать международные финансовые институты, причем на грантовой основе. Заинтересованность проявили Всемирный банк, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, Исламский банк развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Международная финансовая корпорация развития (США).

«Немаловажную роль в сближении позиций Узбекистана и Пакистана в вопросе создания железной дороги может играть китайский фактор. Пакистан за последнее десятилетие довольно сильно сблизился с КНР. Исламабад активно участвует в реализуемых Пекином инициативах по созданию транспортных коридоров в Евразии. Китай уже фактически создал себе путь в Индийский океан через дружественный Пакистан», – отметил Александр Воробьев.

Россия, считают в Ташкенте, также может стать одним из участников «Кабульского коридора», поскольку Москва наравне с другими участниками по мирному урегулированию – Пекином, Исламабадом – заинтересована в политической стабилизации в Афганистане. Кроме этого, Пакистан и Россия обсуждают расширение экономического сотрудничества. Исламабад заинтересован в продаже России своей плодоовощной, текстильной продукции, также хотел бы модернизировать сталелитейный завод в Карачи, построенный при участии российских специалистов. (Подробнее см. «НГ» от 06.04.21)

Независимая газета. 14.04.2021

Читайте также: