Решение КС Молдовы выводит политический кризис на новый уровень

Илья Киселев


На минувшей неделе Конституционный суд Молдовы рассмотрел запрос главы государства Майи Санду, которая просила констатировать наличие необходимых условий, допускающих роспуск парламента. Запрос Санду был основан на том, что предложенные ей кандидатуры на пост премьер-министра в лице Натальи Гаврилицэ и Игоря Гросу не были утверждены парламентом.

Действительно, при голосовании на пленарном заседании парламента за правительство под руководством Гаврилицэ не проголосовал ни один депутат, а голосование за правительство Гросу не состоялось вообще по причине отсутствия кворума, что приравнивается к неудачной попытке утверждения правительства.

Тем не менее, согласно Конституции Молдовы, парламент не может быть распущен, в случае если существует парламентское большинство, которое выдвинуло свою кандидатуру премьер-министра. И такая кандидатура в лице посла Молдовы в России Владимира Головатюка, за которую подписались 53 из 101 депутата, есть. И все же это не стало основанием для председателя Конституционного суда Домники Маноле и еще двух судей, чтобы вынести решение, обязывающее М.Санду выдвинуть кандидатуру В.Головатюка на утверждение парламента.

В чем же причины такого решения КС, главной целью создания и функционирования которого является как раз обеспечение законности и принятия решений, полностью соответствующих Конституции страны?

Да, КС должен стоять на страже законности, но это – в идеале. А реалии последнего десятилетия в Молдове от идеала очень далеки. Политические процессы все больше напоминают бег по кругу, в центре которого находится государственная структура, носящая высокопарное название Конституционный суд. Именно этому государственному органу принадлежит сомнительная честь авторства наиболее резонансных и в то же самое время самых парадоксальных юридических решений и вердиктов.

Не менее странным и парадоксальным является тот факт, что большинство судей этого высшего юридического органа страны, помимо гражданства Республики Молдова, имеют еще и гражданство соседней Румынии. При этом невозможно пройти мимо одного, казалось бы, незначительного, но весьма любопытного и существенного нюанса – если молдавское гражданство конституционные судьи получили по праву рождения и оно не было обусловлено никакими формальностями, то при получении гражданства Румынии все они давали присягу на верность соседней стране.

С момента прихода к власти в 2009 году прозападных политических партий Конституционный суд фактически перестал быть юридическим органом и трансформировался в один из главных инструментов политической борьбы. Этот инструмент неоднократно использовался для изменения и дополнения Конституции, которую он был призван, наоборот, оберегать. Фактически не будет преувеличением утверждение о том, что в последние годы и сами судьи, и их политические покровители перестали стесняться политической ангажированности этого учреждения и принятия им политически мотивированных решений.

При этом отдельные решения КС Молдовы настолько вопиющи, что производят впечатление даже спустя многие годы. Так, например, в 2013 году он истолковал Конституцию РМ таким удивительным образом, что признал недействительным ее положение о названии государственного языка как молдавского. Конституционный суд постановил, что текст Декларации о независимости Молдовы, где государственным языком назван румынский, может иметь приоритет над высшим законом. Абсурдность этого решения очевидна не только специалистам по конституционному праву, но и рядовым гражданам. Тем не менее, с точки зрения граждан Румынии, заседающих в Конституционном суде, это абсолютно нормально.

В 2017 году Конституционный суд фактически «изобрел» процедуру передачи полномочий президента страны спикеру парламента. Это происходило пять раз, когда глава государства Игорь Додон отказывался промульгировать ряд назначений и законов, которые принимались в интересах олигарха Плахотнюка. И каждый раз по решению КС это делал родственник олигарха спикер парламента А.Канду.

В 2018 году Конституционный суд, используя несуществующую в законодательстве процедуру, признал «устаревшим» принятый еще в советские годы, но действовавший и в независимой Молдове закон «О функционировании языков на территории Молдавской ССР», который являлся краеугольным камнем концепции применения языков национальных меньшинств в многонациональной стране. А когда в декабре прошлого года этот закон был снова принят в парламенте, Конституционный суд объявил его не соответствующим Конституции.

Для состава Конституционного суда, укомплектованного Плахотнюком, час икс настал в июне 2019 года. Тогда суд «досрочно» признал наличие оснований для роспуска парламента, успел отменить все принятые и признать недействительными все будущие решения нового парламентского большинства. Лишь после того, как Плахотнюк сбежал из страны, конституционные судьи были вынуждены подать в отставку и был сформирован новый состав КС.

Тем не менее традиция использовать этот судебный орган в политической борьбе никуда не исчезла, и сегодня фактически наблюдается повторение истории 2019 года. Исполнявший при режиме Плахотнюка роль «юридической прачечной», которая «отмывала» политические решения олигарха и придавала им юридический характер, Конституционный суд и при Санду продолжает проводить ту же линию.

Новый состав Конституционного суда, в котором преобладают не просто сторонники прозападного пути развития Молдовы, а граждане государства, являющегося членом как ЕС, так и НАТО, всеми способами обеспечивают юридическое сопровождение линии Санду (к слову, тоже имеющей румынское гражданство) на роспуск существующего состава парламента и проведение досрочных выборов.

В чем же причина такого упорного и последовательного стремления президента к досрочным выборам? Одно из главных объяснений заключается в том, что их проведение было одним из основных предвыборных обещаний Санду. Также не вызывает сомнения и то, что на волне победы в президентской кампании, отработав организацию голосования и мобилизацию электората в европейской диаспоре, Санду и поддерживающая ее партия PAS рассчитывают добиться большинства в парламенте и сформировать правительство без необходимости искать партнеров для создания правящей коалиции. Эти расчеты весьма призрачны, но тем не менее при выполнении ряда условий, таких, например, как низкая электоральная активность в самой Молдове, PAS способна подойти к желаемому результату достаточно близко.

В то же время одной из наиболее вероятных версий, которая при этом объясняет и беспрецедентный уровень вмешательства западных послов во внутренние дела РМ, является взаимосвязь курса Санду на досрочные выборы и завершения нынешней осенью каденции посла США в Кишиневе Дерека Хогана. Последний в период протестов, проходивших в Белоруссии в этом году после президентских выборов, активно консультировал белорусскую оппозицию. Как известно, итог развития событий, которые имели место в Белоруссии, не может быть занесен в актив господина Хогана. Именно поэтому ему необходимо обеспечить в кратчайшие сроки очередную «историю успеха» хотя бы в Молдове.

Все делается для этого даже несмотря на то, что рейтинг Санду за последние недели резко снизился, особенно после истории с похищением в Кишиневе украинскими спецслужбами киевского судьи Николая Чауса, запросившего в РМ политического убежища. Есть все основания полагать, что эта операция была осуществлена по договоренности между президентами Молдовы и Украины во время визита Санду в Киев.

Для того чтобы провести досрочные выборы летом, как планируется в администрации президента и посольстве США, им необходимо снять еще одно препятствие – добиться отмены чрезвычайного положения, объявленного парламентом. Это решение законодательного органа Молдовы уже обжаловано все в том же Конституционном суде.

Тем не менее парламент не собирается сдаваться. Депутаты различных партий, в том числе и не входящие в парламентское большинство, осудили спешку при проведении досрочных выборов.

Что касается Партии социалистов, то глава ПСРМ уже заявил, что «мы наблюдаем попытку узурпации государственной власти через трех судей КС. Эти судьи хотят повторить судьбу судей режима Плахотнюка. Тогда судьи получали указания от Плахотнюка, сейчас, вероятно, от Санду».

Говоря же о роли президента, И.Додон завил: «Партия социалистов считает, что Майя Санду лично участвовала в антинациональном и антиконституционном заговоре против нашей страны и ее народа. Мы требуем отставки Майи Санду и проведения досрочных выборов президента Республики Молдова».

На одном из ближайших заседаний парламента будет рассмотрен вотум недоверия трем судьям Конституционного суда, которые большинством голосов приняли скандальное решение. Об этом заявил глава фракции социалистов Корнелиу Фуркулицэ. «Такое решение приняли трое судей из пяти. У других двоих судей есть отдельное мнение – они не согласны с этим решением. То есть сегодня мы рассматриваем действия этих трёх судей как попытку узурпации власти. Именно поэтому партия социалистов начинает процедуру в парламенте отзыва мандатов у судей, которые приняли такое решение. Законы и Конституцию необходимо соблюдать», – отметил депутат.

Таким образом, уже в ближайшее время противостояние между парламентом, с одной стороны, и президентом – с другой, явно выйдет на новый уровень.

Ритм Евразии. 21.04.2021

Читайте также: