На воде как на воде

Кабай Карабеков, Бишкек; Владимир Соловьев


Столкновения на киргизско-таджикской границе 29 апреля вылились в ожесточенные бои с применением тяжелого вооружения, чего здесь прежде никогда не было. Есть убитые и десятки раненых. Причиной стало обострение давнего спора о распределении водных ресурсов и до сих пор не решенный вопрос границы между государствами, состоящими в одном военном блоке — ОДКБ. Москва призвала стороны к диалогу и выразила готовность помочь урегулировать пограничные споры.

Мокрое дело

Предварительный итог боя, который с разной интенсивностью шел весь день 29 апреля,— шестеро убитых и больше сотни раненых с обеих сторон. Киргизский Минздрав сообщил о трех погибших и 84 пострадавших, а таджикская сторона — о гибели трех человек и 31 раненом.

До того как киргизские и таджикские военные взялись за оружие, жители двух стран, проживающие в приграничных районах Согдийской (Таджикистан) и Баткенской (Киргизия) областей рядом с водораспределительным пунктом «Головной» в киргизском селе Кок-Таш, конфликтовали уже несколько дней.

Из-за участившихся стычек в трех селах Баткенского района — Ак-Татыр, Аксай и Самаркандек — 28 апреля даже был введен режим чрезвычайной ситуации. Разрешить противоречия попытались главы пограничных областей — Омурбек Суваналиев и Раджаббой Ахмадзода. Они встретились на нейтральной территории в палатке. В обеих делегациях были и военные.

Пока они общались, стало известно, что таджикская сторона, опасающаяся, что соседи могут ограничить водоснабжение, попыталась установить камеры наблюдения на столбах электрического освещения у «Головного», чтобы иметь возможность отслеживать подачу воды с распределительного узла.

Это еще больше накалило обстановку: местные жители с двух сторон стали забрасывать друг друга камнями.

Встреча чиновников вроде бы прошла конструктивно. Во всяком случае, Омурбек Суваналиев сообщил “Ъ”, что ее участники «договорились совместно принимать все решения, касающиеся проблем в приграничной зоне, координировать свои действия». Но утром 29 апреля, продолжает он, «что-то пошло не так и начались боевые действия».

Первая перестрелка была зафиксирована в 04:40 утра по киргизскому времени (01:40 по Москве). По версии киргизской стороны, жители таджикских сел обстреляли из охотничьих ружей автомашины на киргизской автотрассе Ош—Исфана. Затем под обстрел попала киргизская воинская часть в Кок-Таше. Государственный комитет национальной безопасности Таджикистана заявил, что конфликт устроила киргизская сторона.

Так или иначе, ближе к полудню по московскому времени в дело вступили военные. Бой с применением автоматического оружия, минометов и бронетехники длился около шести часов. Обе стороны стали перебрасывать к месту столкновения тяжелую технику, включая танки. Стрельба шла не только в Баткенском, но и в Лейлекском районе. Сообщалось об обстрелах трех пограничных застав Киргизии и даже о захвате таджикской погранзаставы киргизским спецназом.

Все за мир

Боевые действия начались на максимально ровном политическом фоне. В Казани 29 апреля проходил совет глав правительств стран—членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в котором участвовали киргизский и таджикский премьеры Улукбек Марипов и Кохир Расулзада. Таджикистан не является членом ЕАЭС, и господин Расулзада участвовал в заседании в качестве гостя.

В Душанбе тем временем собрались секретари совбезов государств—участников Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В этот альянс входят и Киргизия, и Таджикистан.

Ни первое, ни второе мероприятия конфликту никак не помешали. Киргизский и таджикский премьеры провели переговоры по ситуации на границе, когда она уже вышла из-под контроля. На встрече они высказались за мирное разрешение спорных вопросов, заявив, что применение силы недопустимо. Об этом же “Ъ” заявил глава киргизского МИДа Руслан Казакбаев: «Мы должны оставаться хорошими соседями, как это всегда и было. А все спорные вопросы нужно решать только за столом переговоров, как и подобает союзникам по ОДКБ и просто братским странам».

Господин Казакбаев и его таджикский коллега Сироджиддин Мухриддин провели срочные переговоры. Их итогом стала договоренность прекратить огонь с 20:00 (17:00 по Москве) и отвести военных и технику в места прежней дислокации.

По итогам переговоров МИД Киргизии сообщил, что стороны «также договорились провести отдельную встречу руководителей правоохранительных и силовых структур с участием представителей органов местного самоуправления сторон, где будут обсуждены дальнейшие детали урегулирования ситуации».

«В качестве дальнейших мер стороны согласились усилить совместную информационно-разъяснительную работу с населением на уровне местных самоуправлений двух стран с участием территориальных подразделений пограничных служб, организовать на уровне областных структур совместные группы правоохранительных органов для патрулирования и мониторинга обстановки в приграничье, а также поддерживать постоянную прямую связь между внешнеполитическими ведомствами и лично между министрами для оперативного решения имеющихся вопросов»,— говорится в заявлении ведомства.

Ситуацию прокомментировал и киргизский президент Садыр Жапаров. Для господина Жапарова, избранного главой государства в январе, бои на границе стали первым серьезным вызовом. Глава государства продемонстрировал мирный настрой: «Мы с таджикскими братьями всегда найдем общий язык и все вопросы решим только при соблюдении и с учетом добрососедских интересов и согласия на нашей древней земле. Сейчас опасны те лица, которые пытаются разжечь конфликт изнутри. Призываю все внутриполитические силы к сдержанности в такой непростой для страны момент».

Собеседник “Ъ” в администрации киргизского президента не исключил скорого контакта на высшем уровне между двумя странами, чтобы обсудить ситуацию на границе и случившийся бой.

За конфликтом союзников внимательно следили и в Москве. Официальный представитель МИДа Мария Захарова заявила, что Россия изучает ситуацию. В то же время собеседник “Ъ” в российских госструктурах, занимающийся в том числе вопросами Центральной Азии, сообщил, что российская сторона оперативно связалась с партнерами, попросив их «вступить в прямой диалог». «Результат налицо. Посмотрим, время покажет, смогут ли они реализовать все меры для деэскалации»,— отметил он. Источник добавил, что Москва и Казахстан, активно занимающиеся решением приграничных вопросов, готовы поделиться с Киргизией и Таджикистаном опытом решения спорных вопросов: «У нас с Казахстаном более 90% из 7 тыс. км границы согласовано. И мы готовы делиться опытом. У нас, правда, анклавов нет, но были случаи обмена небольшими участками территорий на компромиссной основе».

Протяженность киргизско-таджикской границы — 982 км. На сегодня согласовано около 500 км. Почти половина границы еще не делимитирована.

Основная проблема в том, что Киргизия и Таджикистан при определении спорных участков пользуются разными картами.

Таджикские эксперты берут за основу карты 1924–1939 годов, а киргизские эксперты — карты границ 1958–1959 годов. На это накладывается всегда стоявший остро в этом регионе вопрос водоснабжения.

Несмотря на договоренности о мире, ночью из приграничных районов Таджикистана и Киргизии снова пошли новости о столкновениях со стрельбой. «Интерфакс» сообщил об интенсивной перестрелке между пограничниками двух стран в Лейлекском районе Баткенской области. А киргизский ресурс 24.kg со ссылкой на местного жителя написал о том, что в селе Максат этого же района таджикские граждане якобы жгут дома киргизов.

Коммерсантъ. 30.04.2021

Читайте также: