Мишустин везет в Минск "дорожные карты"

Антон Ходасевич


Москва и Минск вернулись к обсуждению «дорожных карт» интеграции, которое ранее было прервано по причине несговорчивости белорусского партнера. Сейчас как политические, так и экономические позиции Александра Лукашенко существенно ослабели. Москва сделает все, чтобы воспользоваться и «дожать» его до нужного уровня интеграции, считают белорусские эксперты.

Визит в Минск российской правительственной делегации во главе с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным анонсировал в четверг Telegram-канал пресс-службы Александра Лукашенко. «Итак, Мишустин летит в Минск. Завтра первым делом встретится с президентом (после – с премьером). Хотя, конечно, Головченко будет и на главной встрече. Ее начало запланировано на полдень», – говорится в сообщении. До этого пресс-служба информировала о телефонном разговоре Александра Лукашенко с президентом России Владимиром Путиным. «В центре внимания глав государств было развитие белорусско-российских отношений, также президенты обменялись мнениями по вопросам международной повестки дня, обсудили график предстоящих встреч», – сообщила пресс-служба президента Булоруссии. «Более подробно» Лукашенко и Путин обсудили те «актуальные вопросы сотрудничества, которые будут предметом переговоров в Минске российской правительственной делегации во главе с премьер-министром».

Встреча на уровне премьеров была ожидаемой. Ее анонсировал еще в начале марта Александр Лукашенко, рассказывая, о чем они с Владимиром Путиным договорились во время встречи в Сочи 22 февраля. «Путин мне говорит: «Я готов направить к тебе Мишустина. Ваше правительство, наше правительство, налоговики сядут и тебе доложат суть предложений Российской Федерации после того, как мы месяц примерно поработаем». Я согласился», – рассказал белорусский руководитель. Российские налоговые новации он пообещал принять только в том случае, если «они на пользу Беларуси». Если же нет, то «мы и работать не будем ни по одному направлению», предупреждал Лукашенко. Также из его слов следовало, что по всем остальным «дорожным картам» разногласий у союзников нет и «их можно подписывать уже сейчас».

Относительно количества и тем более содержания этих интеграционных карт, которые планировалось подписать еще в декабре 2019 года, у общественности и независимых экспертов практически нет никакой информации. Тогда, в 2019 году, утверждалось, что их 30, потом выяснилось, что есть еще и      31-я, предполагающая создание наднациональных органов. В конце марта этого года посол Белоруссии в Москве Владимир Семашко говорил о 28 картах, «потому что три карты – по унификации налогового законодательства и две карты – по таможенному регулированию слились в одну». Тогда же он утверждал, что 21 из них готова к подписанию. Согласовать остальные предполагалось к концу апреля, а подписать – «в первой половине этого года».

Отсутствие информации давало повод белорусской оппозиции требовать у властей отчета – они полагали, что подписание карт по углублению интеграции будет стоить Белоруссии независимости. Тем более что сам Александр Лукашенко фактически подтверждал эту догадку, намекая на угрозу независимости и отправляя России месседжи типа «Нет равноправной основы – нет союза. Все должно происходить на равноправной основе» и т.п. Разговор о картах прекратился, так как союзники погрязли в спорах о налоговом маневре в нефтяной сфере, а затем Россия и вовсе остановила поставки нефти в Белоруссию.

К теме интеграции союзники вернулись лишь осенью 2020 года, когда в Белоруссии уже вовсю бушевал политический кризис. Как утверждают эксперты, обещание «углубить» интеграцию было одним из тех, что Александр Лукашенко дал Владимиру Путину в обмен на поддержку, когда у ворот его резиденции стояли 300 тыс. белорусов, требующих его отставки.

Сейчас переговорные позиции Лукашенко гораздо слабее, чем в 2019 году, констатируют эксперты. «Сейчас я думаю, Москва будет пользоваться более уязвимым положением белорусского партнера и будет стараться дожать его по ряду важных для себя позиций», – сказал «НГ» политический обозреватель Александр Класковский. «Беларуси деньги нужны. Мы видим, что достаточно быстро тают золотовалютные резервы (минус 1,9 млрд долл. в 2020 году и 354 млн за три месяца этого года. – «НГ»). Такими темпами через пару лет будет совершенно пустая казна. Так что хотя бы в этом плане Лукашенко нужна поддержка», – считает эксперт. По его мнению, для слабеющей белорусской экономики важны любые торговые преференции, которые помогут удерживать ее от падения. «В этом переговорном процессе белорусская сторона, как обычно, надеется достичь так называемых равных условий хозяйствования, проще говоря, получить более комфортные цены на энергоресурсы», – полагает Александр Класковский.

По мнению собеседника «НГ», Россия пойдет на какие-то уступки союзнику в плане экономической поддержки. «Хотя бы потому, что около 2/3 внешнего долга приходится как раз на Россию, и если Беларуси нечем будет заплатить, то это ударит по самой России. Она будет давать деньги на рефинансирование долга перед самой же собой. Это, что называется, «на поддержку штанов», – сказал Класковский. При этом «вбухивать большие ресурсы в белорусскую экономику при Лукашенко не будет даже Россия», считает он. «Поддерживать нереформированную, дышащую на ладан экономику с неэффективным госсектором – очень неблагодарное дело. К тому же, несмотря на фальшивые заявления о дружбе и т.д., на самом деле Лукашенко в глазах Кремля уже не перспективный партнер и вкладывать в него ресурсы уже тоже не будут», – рассуждает Класковский. «Деградация системы в нынешней белорусской ситуации неизбежна. Будут что-то давать, чтобы не было резкого обвала, чтобы люди не вышли на улицы, чтобы не начались какие-то голодные бунты, потому что такой способ смены власти для Москвы нежелателен», – полагает он.

Эксперт склонен думать, что российское руководство в настоящее время не будет публично давить на Александра Лукашенко, добиваясь выполнения данных обещаний – как в области экономики (интеграция), так и политики (конституционная реформа и транзит власти), но постепенно будут его к этому подталкивать.

Впрочем, Александр Лукашенко уже не единожды выбирался из интеграционных капканов. Тем более что эта самая «дорожная карта» по унификации налоговых систем не может не нести угрозу белорусской экономике, за что можно уцепиться в процессе переговоров. «Речь идет фактически о подгонке белорусского налогового законодательства под российское – не станет Россия ломать свою налоговую систему ради Беларуси, которая в экономическом плане в 30 раз мельче», – считает Александр Класковский. «У Беларуси и России разная структура экономик: в России основа – это добывающая промышленность, в Беларуси – обрабатывающая. Скрестить ужа и ежа весьма сложно. В итоге скорее всего болезненная ломка ждет белорусскую налоговую систему, и в целом колбасить будет белорусскую экономику», – прогнозирует эксперт. Как пойдет торг в этом случае, предсказать сложно.

Независимая газета. 15.04.2021

Читайте также: