К ледниковому периоду привыкли. Посол РФ в Польше - к 100-летию двусторонних дипотношений
Ровно 100 лет назад, 27 апреля 1921 года, были установлены дипломатические отношения между РСФСР и Польшей. За минувшее столетие оба государства преодолели большой путь, меняясь и трансформируясь. Какие-то вехи проходили вместе, какие-то порознь. Отношения двух стран также складывались по-разному: были как взлеты, так и падения. К круглой же дате они подошли к уровню, который иначе как ледниковым периодом не назовешь. О поворотных моментах в двусторонней истории и текущем положении дел в интервью ТАСС рассказал посол РФ в Польше Сергей Андреев.
— Как вы оцениваете уровень польско-российских отношений в 100-летие их установления? К чему две страны пришли за минувший век?
— Отношения между нашей страной (Русью — Россией — Российской империей — РСФСР — СССР — Российской Федерацией) и Польшей насчитывают более тысячи лет. Установление в 1921 году дипотношений после советско-польской войны — всего лишь одна из вех на этом долгом пути, причем совсем не какая-то переломная или судьбоносная.
Во всей истории российско-польских отношений — не только последних 100 лет — есть один действительно краеугольный, судьбоносный факт: спасение Польши Советским Союзом от уничтожения Третьим рейхом.
Сегодня Польша есть на карте и поляки живут на своей земле благодаря победе антигитлеровской коалиции над нацистской Германией, в которую решающий вклад внес СССР.
Польша была освобождена Красной армией ценой огромных жертв. В ее рядах за свободу своей страны сражались и две армии Войска польского.
В нынешней Польше про это стараются вспоминать поменьше, естественное чувство благодарности поляков Советскому Союзу за освобождение объявляют "ложным", на СССР пытаются возлагать равную с гитлеровской Германией ответственность за Вторую мировую войну, само освобождение Красной армией отрицают, стремятся его девальвировать и завалить грузом всевозможных исторических обид на нашу страну. С весны 2014 года польской официальной политикой стала война с памятниками советским воинам-освободителям на территории Польши.
Про нынешнее состояние российско-польских отношений могу сказать, что оно самое плохое за весь период после Второй мировой войны.
— С какими сложностями в отношениях с польской стороной вы сталкиваетесь сейчас?
— Проблема в том, что польская сторона целенаправленно ведет дело к свертыванию, по сути, разрушению наших отношений, связей, сотрудничества почти во всех областях. Мы об этом, конечно, сожалеем, считаем, что отказываться от нормальных отношений с соседями неразумно и нерационально, но особо по этому поводу не переживаем: в конце концов, обойдемся, на отношениях с Польшей свет клином не сошелся, да мы уже к этим новым реалиям и попривыкли.
— О чем свидетельствуют последние события, связанные с санкциями США и высылкой российских дипломатов из Польши?
— Как уже стало традицией, очередные американские санкции введены под явно надуманными предлогами, России предъявляют какие-то абсурдные обвинения без малейших доказательств, а польские власти спешат впереди остальных союзников продемонстрировать безоговорочную лояльность США и подкрепить ее ничем не обоснованной высылкой российских дипломатов. С российской стороны на эту недружественную акцию дан адекватный ответ. Ничего нового в наши отношения этот эпизод не вносит.
— Какие события за последние 100 лет российско-польских дипотношений можно назвать ключевыми? Какие из них оставили позитивный след в истории? Какие негативный?
— Если брать период после восстановления независимости Польши в ноябре 1918 года, что несколько больше 100 лет, то к негативным событиям относится советско-польская война 1919–1921 годов, активной фазе которой весной 1920 года положило начало большое наступление польских войск в Белоруссии и на Украине, завершившееся захватом Киева. Захват Польшей по итогам этой войны Западной Белоруссии и Западной Украины. Плюс захват у Литвы — как бы "на полях" советско-польской войны — Вильнюса с областью. Польская политика полонизации и окатоличивания в межвоенный период захваченных белорусских и украинских земель. Общее плохое состояние советско-польских отношений с 1921 по 1939 год, включая заигрывания польских властей с гитлеровской Германией вплоть до начала 1939 года, активное сопротивление попыткам организации коллективного противодействия гитлеровской агрессии с участием СССР, подключение Польши к разделу Чехословакии по итогам Мюнхенского сговора.
К позитивным страницам нашей общей истории принадлежат советско-польское братство по оружию в Великой Отечественной войне советского народа против гитлеровской Германии и ее союзников, освобождение Польши, послевоенное сотрудничество в восстановлении и развитии наших стран, союзнические отношения и самые тесные связи, которые когда-либо существовали между нашими народами.
Хотя в сегодняшней Польше о периоде с 1945 по 1989 год все больше принято говорить как о "черной дыре" в истории страны, "советской оккупации", как будто не было у поляков в это время своего государства, как будто не достигла Польша тогда самого значимого в своей истории до той поры прогресса в экономике, образовании, здравоохранении, науке, культуре, спорте.
После 1989 года российско-польские отношения складывались по-разному — были попытки придать им конструктивный характер. Однако для польских политических элит доминирующей оставалась задача утверждения преобладающего влияния Запада на постсоветском пространстве, включая подчинение этому влиянию России. "Момент истины" наступил в 2014 году, после чего российско-польские отношения пришли к их нынешнему состоянию.
— После авиакатастрофы под Смоленском польского президентского самолета Ту-154М 10 апреля 2010 года журналисты в Польше писали о том, что это несчастье и проникновенная реакция на него россиян на всех уровнях, включая самый высокий, может стать шансом на потепление отношений между странами. Было сделано несколько шагов: участие польских солдат в параде Победы, работа группы по сложным вопросам совместной истории, готовились к Году России в Польше и Польши в России. Однако, как видно, шанс не был использован. Почему это произошло?
— Временной отрезок 2010–2013 годов — между смоленской катастрофой и украинским кризисом — как раз и был отмечен попыткой привести наши двусторонние отношения в приличную форму. Но Польша и ее западные партнеры в это же самое время не прекращали подкоп под позиции России на постсоветском пространстве, не считаясь с ее интересами и, кстати говоря, с интересами населения других постсоветских государств.
Что же до самой смоленской катастрофы, то наш народ эту трагедию глубоко переживал и искренне сочувствовал полякам. Российские власти оказали все необходимое и возможное содействие польской стороне в проведении мероприятий, которые потребовались в связи с катастрофой. Ее причины и обстоятельства были оперативно выяснены и изложены в докладах нашего Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и польской комиссии во главе с министром внутренних дел Ежи Миллером в 2011 году. Признано, что к трагедии привели прежде всего ошибочные действия экипажа президентского самолета, попытавшегося посадить самолет в плохих погодных условиях с грубым нарушением правил безопасности. Однако в дальнейшем тема смоленской катастрофы стала в Польше предметом политических спекуляций. Из-за этого до сих пор не завершено расследование польской прокуратуры, и соответственно, свое расследование вынужден продолжать российский Следственный комитет, с 2016 года запущено новое расследование и по линии авиационных властей, которое ведет подкомиссия во главе с Антонием Мачеревичем, объявившая о дезавуировании доклада "комиссии Миллера".
— Ранее всегда было так, что на уровне народов, простых людей взаимоотношения складывались прекрасно. На уровне властей возникали сложности и конфликты, но они редко отражались на общественном мнении. Однако, как показывают последние опросы общественного мнения, в то время как отношение россиян к полякам за минувшие годы не сильно изменилось, оставаясь в целом положительным, отношение поляков к россиянам портится год от года. С чем это связано? Влияние СМИ?
— В польском политическом и информационном пространстве с 2014 года не прекращается оголтелая русофобская кампания, со стороны официальных лиц неприязненные, зачастую откровенно оскорбительные антироссийские высказывания следуют каждый день, ведущие политические силы состязаются в том, кто из них "круче" по части демонстрации бескомпромиссности в отношении России, основные СМИ неукоснительно исповедуют принцип "о России или плохо, или ничего". Конечно, это не может не сказываться на настроениях польского общества. Хотя в личных контактах между россиянами и поляками, если речь не заходит о политике или истории, все же проявления враждебности случаются крайне редко, общение, как правило, складывается вполне доброжелательно.
— Не способствует налаживанию контактов и ситуация в области сохранения памяти о Второй мировой войне, особенно снос памятников Красной армии. Как вы оцениваете этот момент? Снос памятников продолжается?
— Сносить памятники, "пропагандирующие коммунизм" — а к ним в Польше сейчас относят и памятники советским воинам-освободителям, — предписывает польский закон, принятый в 2017 году. Хотя массово сносить их начали намного раньше. В перечне таких памятников от 1997 года значился 561 объект. По данным проверки, проведенной посольством и генконсульствами России в Польше с середины 2020 года по начало 2021 года, из них осталось на местах в изначальном виде 112. А сносить продолжают: на днях пришло очередное сообщение о сносе памятника в городе Леско на юге Польши.
— В Польше твердят, что хотят строить отношения на исторической правде. Какой правды им не хватает?
— Запад исходит из того, что Россия в холодной войне потерпела поражение и должна признать себя побежденной. Это представление лежит и в основе польских подходов к обсуждению с Россией вопросов нашей общей истории.
От нас добиваются признания того, что Польша в своем многовековом противостоянии с Россией выступала на правильной стороне истории — несла на восток прогресс, цивилизацию, демократию, свободу, правильную веру и т.д., а Россия была олицетворением отсталости, бескультурья, рабства, агрессии, угнетения.
Делается это, конечно, не в лоб, а исподволь. До "рубежного" 2014 года мы пытались искать с польской стороной компромиссные подходы, но сейчас стало ясно, что это не имеет смысла.
Не вспомню сейчас, кому принадлежит высказывание: "Есть народы, которые делают историю, а с другими она случается". У нас великая история народа-победителя, который свою судьбу всегда решал сам. Войны Россия вела, как правило, оборонительные, за свои границы выходила, когда надо было добить напавшего на нас врага в его логове. По итогам таких конфликтов принимала меры, чтобы обезопасить себя от новых нашествий. Так было и в отношении Польши после двух отечественных войн — в начале XIX и середине XX века. На свою историю мы смотрим с позиций наших государственных интересов и не собираемся переоценивать ее в угоду чьим-то историческим комплексам.
Польша когда-то была крупной европейской державой, которая до конца XVII века конкурировала с Русью, Россией за доминирование в восточноевропейском регионе, но это соревнование проиграла и потом раз за разом терпела поражения. Теперь нам пытаются доказать, что эти поражения на самом деле были моральными победами.
Если кого-то тешат такие фантазии — их дело. Но нам-то это зачем? Поэтому мы и говорим, что продолжение политических дискуссий на такие темы в нынешних условиях считаем бессмысленным. Пусть над ними работают историки — профессионально, с опорой на документы, а не политические заказы.
— Со стороны Польши часто звучат обвинения в неких имперских амбициях России, военных угрозах и пр. В истории и современности для этого есть основания?
— В истории бывало по-разному, хотя и во времена Российской империи, как я сказал, нападали в основном на нас, а мы давали сдачи. Теперь же о российском империализме и его угрозе вещают представители стран, входящих в НАТО, которые тратят на военные цели в 20 раз больше, чем Россия, двигают свои войска и инфраструктуру к нашим границам, провоцируют перевороты (цветные революции) у наших рубежей, все более нагло вмешиваются и в наши внутренние дела. А чтобы получше продавить явное вранье, нагнетают истерику по поводу российской пропаганды, троллей, вмешательства, зачищают информационное поле от альтернативных источников информации. Причем сами-то в мифическую российскую угрозу не верят — иначе, наверное, поостереглись бы так старательно нас провоцировать.
— Сейчас официальная Варшава все время говорит о том, что ключи к улучшению российско-польских отношений лежат в Москве. А каких шагов Польши ждет Россия? Или сейчас в принципе нет условий для налаживания российско-польских отношений?
— Мы вообще-то от польской стороны не ждем ничего. Решение практически "обнулить" наши отношения Варшава принимала в одностороннем порядке, выражая нам тем самым свой протест против возвращения Крыма в состав России и нашей поддержки населения Донецкой и Луганской областей, отказавшегося мириться с госпереворотом на Украине.
Мы тоже не в восторге от того, как Польша по существу поощряла подготовку этого госпереворота и содействовала его легитимизации, но не считаем, что разногласия по украинскому вопросу делают невозможным поддержание нормального политического диалога, экономических и гуманитарных связей. Мы вообще считаем, что между Россией и Польшей нет таких действительно проблемных вопросов, которые нельзя было бы достаточно просто решить при наличии обоюдной политической воли. Но раз у польских властей такой воли нет, что ж делать, будем обходиться без этого.
Беседовала Ирина Полина
ТАСС. 27.04.2021