Эстония делает все, чтобы сорвать ратификацию пограничного договора с РФ
Александр Артемьев
На днях состоялся – впервые за долгое время! – телефонный разговор министров иностранных дел России и Эстонии. Состоялся он по инициативе эстонской стороны: недавно назначенная главой МИД Эва-Мария Лийметс решила прозондировать почву на предмет ратификации многострадального пограничного договора, заключенного сторонами еще в 2014 году. Но спустя небольшое время после звонка эстонцы приняли решение – «в знак солидарности с Чехией» – выслать российского дипломата. Естественно, этим они сами же сорвали собственную инициативу о ратификации пограндоговора.
Эстонские «голуби» и «ястребы»
Беседа Лаврова и Лийметс, состоявшаяся 9 апреля, привлекла к себе немалое внимание, ведь до этого министры иностранных дел двух стран не общались в течение пяти лет. И сейчас эстонцы, кажется, созрели для того, чтобы вновь выйти на контакт. «После вступления в должность я искала возможность поговорить по телефону со всеми нашими важными союзниками, партнёрами и соседями, включая Россию. Я оцениваю это очень положительно, что после многолетнего перерыва такой контакт двух министров иностранных дел состоялся и мы с министром Лавровым созвонились», – рассказала позже Лийметс.
Когда она в разговоре с Лавровым подняла тему пограничного договора, российский министр повторил свои прежние требования: «Обязательным условием ратификации для нашей страны является выполнение Таллином договоренностей, достигнутых при подписании пограндоговора в 2014 году. Речь идет о недвусмысленном отказе официального Таллина от территориальных претензий к России и каких-либо политических "довесков". В России хотели бы видеть готовность соседей к формированию нормальной неконфронтационной атмосферы двусторонних отношений».
Данную беседу восприняли в Эстонии неоднозначно. Так, предшественник Лийметс на посту министра иностранных дел Урмас Рейнсалу (член правой партии «Отечество») сказал, что, дескать, требования России относительно условий ратификации пограничного договора «представляют угрозу независимости Эстонии» и потому консультации продолжать, мол, невозможно. Такое заявление в его устах никого не удивило. Ведь Рейнсалу – известный «ястреб», время своего пребывания в правительстве он посвятил изысканию способов «стрясти» с России «компенсацию» за «советскую оккупацию».
Несколько более мягко высказался председатель комиссии Рийгикогу (парламента) по иностранным делам Марко Михкельсон (Партия реформ). Он оценил разговор Лийметс и Лаврова как «явный признак прогресса». Впрочем, тот же самый Михкельсон всего несколько недель назад обвинил российскую сторону в том, что РФ якобы не желает сотрудничать с Эстонией. «В мире сейчас происходят большие изменения – и в экономике, и в вопросах новых технологий, и, конечно, в дипломатии. Можно сказать, что и здесь, в Эстонии, наш главный приоритет, если говорить о России, – нормальные отношения с этим государством, возможность взаимодействовать на уровне разных министров, обсуждать проблемы и посредством нормальных дипломатических разговоров решать их. Но даже тот факт, что организовать телефонный разговор между министрами иностранных дел России и Эстонии очень трудно, показывает нежелание Москвы общаться на те темы, которые важны для граждан обоих государств», – пожаловался высокопоставленный «реформист».
Несостоятельность его обвинений подтверждает уже тот факт, что вскоре беседа глав двух МИД, которую, по мнению Михкельсона, так трудно организовать, все же состоялась. Столь же нелепо звучат и его инсинуации о том, что Россия, дескать, не желает общаться с эстонцами.
Другое дело, что Таллин в последнее время сам совершил целый ряд недружественных шагов в отношении России, угрозой и шантажом заставив закрыться таллинский филиал информационного агентства Sputnik, постоянно обвиняя Москву в неких «агрессивных намерениях» и даже озвучивая территориальные претензии по отношению к восточному соседу. Самым свежим эпизодом такого рода стал тайный арест известного правозащитника русской общины Эстонии Сергея Середенко, обвинённого в «антигосударственных связях» с Россией.
Так кто же разрушает сотрудничество?
Отповедь Михкельсону дал председатель комиссии Совета Федерации РФ Константин Косачев. Он отметил, что «заморозил» российско-эстонские отношения на уровне парламентов двух стран не кто иной, как сам Михкельсон. «Я не могу комментировать контакты по линии Министерств иностранных дел. Но могу со всей ответственностью утверждать, что именно эстонский Рийгикогу заморозил межпарламентские связи наших стран. И в этом очень большую личную роль сыграл сам Марко Михкельсон, с которым я был знаком еще в начале 2000-х. К сожалению, он сделал все, чтобы эти отношения еще на ранней стадии не получили должного развития», – заявил Косачев.
По его словам, тема возобновления нормальных межпарламентских контактов обсуждалась в 2015-м, но за пять с лишним лет вопрос так и не сдвинулся с места. «Сейчас российско-эстонских отношений, я имею в виду на уровне парламентов, нет вообще. Еще раз повторю: в силу принципиальной позиции эстонской стороны. По части моей компетенции я могу заявить, что вся ответственность за отсутствие диалога – полностью на парламенте Эстонии», – подытожил российский политик.
С одной стороны, Лийметс в беседе с российской прессой попыталась, как могла, сгладить данные противоречия. Дескать, россиянам не следует обращать слишком много внимания на конфронтационные высказывания эстонских политиков. С другой стороны, и сама Лийметс демонстрирует двойственность позиции. Всего через несколько дней после примирительной беседы с Лавровым она вместе с литовским и латвийским коллегами летала в Киев – выразить «солидарность с Украиной перед лицом «российской агрессии».
В интервью же российскому агентству Interfax Лийметс попыталась объяснить эти метания: «Эстония и Россия – соседи. Между нами хорошо проводится повседневное практическое сотрудничество – например, приграничное, культурное и иное. Хорошо известны и наши фундаментальные разногласия. Позиция Эстонии известна: международные отношения должны быть предсказуемы и следовать единым правилам. Это означает, что государства должны выполнять добровольно взятые на себя международные обязательства. Эстония также сделала четкий шаг к решению одной давней проблемы. Я еще раз повторила это и в телефонном разговоре с министром Лавровым. Наше нынешнее правительство в принципе готово двигаться вперед в вопросе ратификации пограничного договора между Эстонией и Россией. Но решение этого вопроса предполагает также положительную реакцию со стороны России».
Характерно, что, даже пытаясь договориться с РФ о ратификации крайне важного для него документа, Таллин не может да и не хочет отказаться от стандартного набора антироссийских пропагандистских догм. Лийметс озвучила старинные постулаты о «подрыве территориальной целостности и военной деятельности России против Украины и ранее Грузии». Кроме того, по ее мнению, «Россия не желает обеспечивать прозрачность и доверие в рамках Венского документа ОБСЕ к концентрации своих войск на украинском направлении». Также министр пытается одновременно и сгладить беспокойство Москвы относительно присутствия на территории Эстонии иностранных контингентов НАТО, и в то же время припугнуть россиян.
Прямо скажем, Россия не особенно заинтересована в немедленной ратификации пограничного договора с Эстонией – Москве это по большому счету все равно. В связи с этим ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков отмечает, что, согласно принятым в мировой дипломатии обычаям, как правило, форсируют заключение договора о границах со страной, влияние которой может дополнительно вырасти в обозримом будущем, что к Эстонии явно не относится. «С другой стороны, пауза Москвы в этом вопросе возможностей добиться серьезных уступок от Таллина ей тоже не дает. Ведь сами эстонские руководители признают: их свобода маневра при выстраивании отношений с Россией серьезно ограничена, здесь они зависимы от позиции партнеров по ЕС», - отмечает Нейжмаков. По словам эксперта, ратификация данного договора Россией могла бы иметь место в случае, если риторика Таллина в адрес Москвы будет хотя бы нейтральной.
Полный раздрай
Уже вскоре стало понятно, что о ратификации договора придется забыть, по крайней мере на ближайшие годы. 23 апреля Министерство иностранных дел Эстонии вызвало посла Российской Федерации Александра Петрова. «Россия грубо нарушила международное право на территории Чехии – страны-члена Евросоюза и НАТО. Такое поведение наносит ущерб безопасности и стабильности Европы и является непозволительным», – заявили послу в эстонском МИД. Дабы «выразить солидарность» с Чехией, Эстония высылала одного сотрудника российского посольства. «Для нас проявление солидарности со страной, на которую оказывает давление Россия, – это вопрос не ценностей, а жизненно важный вопрос безопасности», – заявил эстонский экс-министр иностранных дел Урмас Рейнсалу («Отечество»). Он пояснил, что «на карте стран-членов НАТО Эстонию можно сравнить с оконечностью полуострова, и не исключено, что здесь может произойти такое же нападение, как и в Чехии в 2014 году».
Марко Михкельсон высказал аналогичное мнение, однозначно обвинив Россию в «террористическом акте» в Чешской Республике. Он напомнил, что в 2018-м, когда Великобритания назвала РФ виновной в отравлении агента британских спецслужб Сергея Скрипаля, Эстония в знак солидарности с Лондоном выслала военного атташе посольства России. «У Чехии есть конкретная информация, что два человека погибли в результате нападения, организованного сотрудниками российской разведки. Если мы отреагировали на произошедшее в Солсбери и просьбу британцев выслать дипломатов, то было бы странно, если сейчас не проявили бы солидарность с чехами», – пояснил Михкельсон.
Эва-Мария Лийметс подчеркнула, что «опубликованная чешскими властями информация об организованном сотрудниками российской разведки террористическом нападении в 2014 году вызывает серьезную обеспокоенность». Глава МИД добавила: «Двоякого мышления тут быть не может – нужен единый, скоординированный и четкий ответ союзников». В то же время экс-министр обороны Эстонии, бывший посол этой страны в Москве Юри Луйк рекомендовал продолжить санкционное давление на РФ. «Каждой стране, которая не является Северной Кореей, включая Россию, необходима международная сеть для существования. Экономика теперь глобальна, финансы глобальны, как и движение технологий, а у России нет всего технологического пакета, например, для бурения нефтяных скважин. Я думаю, что в Москве больше всего опасаются так называемых секторальных санкций, которые сильно ударили бы по российской нефтегазовой отрасли, по ее финансам», – советует Луйк.
Посольство России в Эстонии расценило высылку своего дипломата как «недружественную и абсолютно безосновательную акцию, деструктивные последствия которой будут ощущаться в течение еще долгого времени». По словам представителя МИД РФ Марии Захаровой, Россия готовит симметричный ответ, в первую очередь высылку эстонского дипломата.
«Косвенно это, конечно, может коснуться и бизнес-интересов. В пятницу вечером президент РФ дал указания правительству выявить список недружественных к России государств. Я думаю, что это еще один шаг к тому, чтобы у нас были не очень хорошие отношения», – признал Михкельсон.
Так или иначе, столь резкий недружественный шаг Таллина ставит крест на его же инициативе – довести до естественного завершения процесс заключения пограничного договора. Воистину внешняя политика эстонского государства производит впечатление полного раздрая: там пытаются договориться с Москвой, одновременно плюя ей в лицо…
Ритм Евразии. 30.04.2021