Споры и раздоры киргизских границ: хорошо, если бы все осталось в прошлом
Иван Ларин
Уходящий март показал – Киргизия намерена ускорить процесс урегулирования спорных пограничных вопросов с соседями. Чего стоит только факт того, что межправительственную делегацию по делимитации и демаркации государственной границы с ноября 2020 года доверено возглавлять правой руке главы государства и руководителю ГКНБ Камчыбеку Ташиеву.
Не прошло с того момента и полгода, а первый результат не замедлил себя ждать: официально заявлено о согласовании всех спорных участков границы между Узбекистаном и Киргизией. Если дело пойдет так и дальше то, возможно, и на другом – киргизско-таджикском – рубеже забудут о раздорах.
Прорыв на киргизско-узбекском направлении
Прорыв в переговорном процессе по киргизско-узбекской границе президент Киргизии Садыр Жапаров назвал историческим шагом.
Симптомы того, что на данном направлении процесс урегулирования всех спорных вопросов вступает в завершающую фазу, обозначились во время мартовского визита нового главы Киргизии в Узбекистан.
«Мы за скорейшее правовое завершение вопросов границы и обеспечения пропускными пунктами, – заявил по итогам ташкентских переговоров узбекский лидер Шавкат Мирзиеев. – Впервые в истории наших отношений мы прописали, кто, что и когда должен сделать… А по конкретным вопросам мы будем решать в ближайшее время без бюрократии, ответственно и беря на себя все обязательства».
В свою очередь Садыр Жапаров отметил отсутствие у сторон серьезных разногласий.
Двенадцать дней спустя, 24 марта, в Ташкенте начались переговоры правительственных делегаций по делимитации и демаркации киргизско-узбекской государственной границы. Их итог подвел глава ГКНБ Киргизии: «Больше у нас спорных участков нет. Мы пришли к общему мнению по всем вопросам. Договорились на обмен участками».
Стороны согласились провести описание границы на участках: Кемпир-Абадское водохранилище, канал Шарихансай, Гавасай, Кок-Серек, Баястан, Ак-Таш, Ункур-Тоо и Кара-Белес. Киргизия получит от соседа несколько участков земли – это более 700 гектаров – за использование воды Узбекистаном Орто-Токойского водохранилища. 200 гектаров уже переданы. Само водохранилище остается киргизской территорией, но будет использоваться узбекской стороной.
«За счет водохранилища, – отметил К. Ташиев на итоговой пресс-конференции, – мы получили несколько спорных участков: Кок-Серек – 105 гектаров, Баястан – 212 гектаров, Ак-Таш − 100 гектаров, Унгар-Тоо – 35 гектаров, Кара-Белес − 25 гектаров. Отмечу, Кара-Белес ранее был передан Узбекистану, но мы его вернули».
По Унгар-Тоо глава ГКНБ Киргизии уточнил: теперь граница будет проходить не по горе, остающейся киргизской территорией, а по ее подножию. Кроме этого, Киргизии перейдет участок Гавасай, находящийся в Джалал-Абадской области, площадью 8 тысяч гектаров. Здесь расположено несколько сел, где живут киргизские граждане.
По всем участкам стороны проведут совместные полевые обследования и двусторонние консультации, согласуют все вопросы в своих государственных структурах и лишь затем подпишут межгосударственный договор, которому впоследствии предстоит пройти процедуру ратификации в парламентах обеих стран.
На все про все президенты Киргизии и Узбекистана отвели три месяца. Ш.Мирзиеев так и отметил: «Перспектива – это три месяца».
Прагматизм руководителей двух стран впечатляет. В наметившемся прорыве киргизская общественность не обошла вниманием проблемы узбекского анклава Сох. После переговоров двух президентов бурному обсуждению подверглась информация о якобы готовности киргизской стороны открыть анклаву Сох прямой коридор с Узбекистаном.
С.Жапаров в интервью радио «Азаттык» («Свобода») прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Мы сказали, что откроем авиасообщение в Сох, а также планируем возобновить работу КПП. Но в интернете оппозиционеры и люди с дурными мыслями начали распространять мнения о том, что "будет предоставлен коридор в Сох, откроют дорогу, дадут воду". Это неверная информация».
Однозначна и позиция главного переговорщика К.Ташиева по Соху: «Мы не давали коридор и не дадим».
Недетский вопрос
Пример сотрудничества Киргизии с Узбекистаном в пограничной сфере дает все основания киргизскому президенту активизировать переговорный процесс с Таджикистаном.
Общая граница РТ и КР – один из самых нестабильных межгосударственных рубежей в Центральной Азии. Он периодически становится зоной пограничных конфликтов. За семь лет, начиная с 2014 года, здесь произошло 32 пограничных инцидента, в 2020-м их было девять. Без крови, как правило, не обходится. Основная причина происходящего – это неделимитированные участки границы между государствами. Из 970 километров протяженность таковых составляет на сегодняшний день 504. Причем страны который год безуспешно ведут дебаты о судьбе более чем 70 спорных участков.
В феврале текущего года спецпредставитель правительства Киргизии по вопросам границы Назирбек Борубаев сообщил, что работы по демилитаризации и демаркации киргизско-таджикской границы продолжатся в марте.
15 марта в Гулистане (Таджикистан) совместная группа по делимитации и демаркации отдельных участков киргизско-таджикской границы села за стол переговоров. Киргизскую делегацию возглавлял председатель ГКНБ Камчыбек Ташиев, таджикскую – глава Комитета госбезопасности Саймумин Ятимов. Киргизская сторона на переговорах планировала «решить вопрос раз и навсегда».
В это же время состоялись встречи рабочих групп по правовым вопросам и топографических рабочих групп. Для взаимодействия сторон в вопросах профилактики конфликтных ситуаций на приграничных территориях прошла встреча полпреда Баткенской области Омурбека Суваналиева с председателем Согдийской области Раджаббой Ахмадзода.
В киргизском правительстве по этому поводу отметили «особую необходимость» дальнейшего активного расширения сотрудничества между приграничными областями и районами двух государств, а также укрепления дружбы, взаимопонимания и доверия между населением приграничных районов.
По данным администрации Баткенской области, 16 марта во время встречи полпреда этого региона Омурбека Суваналиева с руководителем Согдийской области Таджикистана Раджаббоем Ахмадзода на повестку дня выдвигались вопросы открытия пунктов пропуска «Кулунду» и «Кайрагач». В свою очередь в посольстве Таджикистана в Киргизии корреспонденту радио «Озоди» («Свобода») дали понять, что «вопрос открытия границ обсуждается и будет зависеть от эпидемиологической обстановки в двух странах».
К слову сказать, подробности межгосударственных переговоров, прошедших 16-17 марта в Гулистоне, так и не стали достоянием общественности. В Душанбе лишь отметили, что «в ходе встречи состоялся обмен мнениями по вопросу делимитации таджикско-кыргызской государственной границы. Встреча прошла в дружественной атмосфере».
Накануне переговоров на встрече с жителями Баткена К. Ташиев заявил, что в случае обмена приграничными участками при делимитации и демаркации границы государство компенсирует ущерб от потери домов жителям приграничных районов. Обмен отдельными участками между двумя странами, по его мнению, неизбежен, но он должен быть равным.
26 марта главный киргизский переговорщик заявил о готовности обменять таджикский анклав Ворух на участок в Баткенской области Киргизии. Республика внесла Таджикистану по данному поводу два предложения. «Первое – мы на законном основании измерим границы анклава, и он больше не будет расти. Но мы дадим анклаву дорогу по своей территории только для пользования, чтобы они могли заехать, – заявил Ташиев. – Второе еще жестче – мы готовы обменять анклав Ворух. Если они нам оставят эту территорию анклава в 12 тысяч гектаров, мы готовы дать 12 тысяч гектаров в других районах Баткенской области. Мы даже передали перечень этих участков. Но пока таджикская сторона не ответила».
Таджикистан действительно пока не ответил на предложение соседа. Обсуждение вопроса, вероятно, произойдет в ходе очередных переговоров правительственных делегаций Таджикистана и Киргизии по делимитации и демаркации государственной границы, которые состоятся в Бишкеке. Ответ вряд ли удовлетворит киргизскую сторону. Таджикистан не считает Ворух анклавом на территории Киргизии, утверждая, что он всегда являлся частью таджикского города Исфара.
Несмотря на то, что вопрос далеко не детский, СМИ Киргизии в эти дни рассказывают, как мальчик, проживающий в селе Кок-Таш Баткенской области, обратился к президенту Жапарову. В своем видеообращении он рассказал, что в прошлом году его дом сожгли и он живет в страхе, потому что «в двух метрах от его дома расположились граждане Таджикистана». Ребенок просит главу государства решить пограничный вопрос, видимо, надеясь на возможность жить с соседями в мире.
Перспектива разграничения – дружба и сотрудничество
Единый подход Киргизии и Узбекистана к решению пограничных вопросов, несомненно, положит конец пограничным спорам. Садыр Жапаров высказал мнение, что это значительно укрепит дружбу и добрососедство между двумя братскими народами, в том числе между жителями приграничных территорий.
Неслучайно стороны одновременно с пограничными вопросами приступили к разработке проектов совместного строительства и эксплуатации гидроэнергетических проектов. В Баткенской области они откроют совместное предприятие по добыче газа, будут совместно использовать водохранилище Кемпир-Абад, находящееся в Ошской области.
Вообще, планом практических мер (дорожная карта) по расширению и углублению сотрудничества между двумя странами в сфере промышленной кооперации, подписанном в рамках государственного визита Садыра Жапарова в Узбекистан, предусмотрена реализация 60 проектов на $550,4 миллиона.
Правительства двух стран в марте подписали соглашение об Узбекско-Кыргызском фонде развития. Фонд учрежден в целях содействия экономическому сотрудничеству между странами-соседями, модернизации и развитию экономики, эффективному использованию имеющихся в этом смысле возможностей.
В развитие достигнутых договоренностей стороны откроют границы для более широкого перемещения своих граждан. С 1 апреля открываются пункты пропуска «Кайтпас», «Отукчу» для передвижения лиц, легковых автотранспортных средств и микроавтобусов (до 20 посадочных мест) в анклав Сох. Заявлено о проведении восстановительных работ узбекской стороной пунктов пропуска «Кара-Суу», «Бек-Абад», «Ынтымак», «Кенсай» и «Сейдикум», которые начнут работу по мере готовности.
Главное, чтобы перспективные планы двух стран не нарушили «оппозиционеры и люди с дурными мыслями». А они, увы, есть по обе стороны границы.
Ритм Евразии. 31.03.2021