Сеул, встревоженный ракетами Пхеньяна, надеется на помощь Москвы

Владимир Скосырев


Глава МИД РФ Сергей Лавров провел в Сеуле переговоры со своим южнокорейским коллегой Чон Ый Еном. Они подтвердили, что Республика Корея (РК) становится важным партнером России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Три года назад Москву посетил президент РК Мун Чжэ Ин, а теперь в Сеуле ждут визита президента РФ Владимира Путина. Завершающая фаза азиатской поездки Лаврова прошла на фоне демонстрации своей военной мощи Северной Кореей. Она провела испытание баллистических ракет, нарушив резолюцию СБ ООН. По мнению экспертов, тем самым КНДР показала, что не уступит нажиму США.

В 1990 году Советский Союз и Южная Корея установили дипломатические отношения. Это событие положило конец периоду отчуждения, если не вражды, между нашими государствами. Ведь во время корейской войны СССР был фактически союзником КНДР, а южнокорейцы сражались на стороне США. Обмен посольствами подхлестнул бурное развитие связей в торговле, культуре, контакты между людьми. РК занимает второе после Китая место среди торговых партнеров России на Дальнем Востоке, товарооборот достиг в 2019 году 22,3 млрд долл.

Естественно, во время беседы министры постарались в самых позитивных тонах охарактеризовать перспективы отношений двух государств. Лавров говорил, что они растут по всем азимутам, РК даже налаживает выпуск вакцины «Спутник V». Чон же утверждал, что, несмотря на пандемию, Россия и Корея идут вместе по пути к миру и процветанию. Но реверансы по адресу друг друга оказались не в состоянии скрыть обеспокоенность, которую в Сеуле, да и в Москве испытывают по поводу крайне нестабильной ситуации на Корейском полуострове. Об этом напомнили испытательные пуски двух баллистических ракет Пхеньяном в четверг. Ракеты упали в море, за пределами исключительной экономической зоны Японии.

Чон выразил тревогу и призвал Север соблюдать обязательство поддерживать мир. Лавров подчеркнул необходимость возобновления переговоров по ситуации на Корейском полуострове. Самая острая реакция последовала из Токио. Премьер-министр Японии Есихидэ Суга сказал, что пуски угрожают миру и безопасности Японии и всего региона.

Капитан Майк Кафка, представитель Индо-Тихоокеанского командования США, заявил, что такие незаконные испытания оружия подрывают международную безопасность. Южнокорейские эксперты предполагают, что запускался новый вид северокорейского твердотопливного ударного комплекса, моделью для которого послужила российская мобильная система «Искандер».

Но закономерен вопрос: о каких, собственно, обязательствах КНДР толкуют политики в Сеуле, Токио и Вашингтоне? Резолюции ООН, действительно, предусматривают запрет для КНДР запускать баллистические и межконтинентальные ракеты. Но лидер КНДР Ким Чен Ын считает ракетно-ядерное оружие единственным средством защитить свой режим от враждебных действий США. Руководители КНДР не безумцы. Они не собираются наносить превентивные ядерные удары по Америке и ее союзникам.

Тогда какова все же мотивация действий Пхеньяна? Частичный ответ тут дает комментарий агентства АР. Северная Корея, напоминает оно, и прежде не раз использовала запуски ракет для того, чтобы прозондировать новую американскую администрацию и побудить ее сесть за стол переговоров. В 2018 году эта тактика дала плоды. Экс-президент США Дональд Трамп трижды пообщался с Кимом. Это стало беспрецедентным событием, укрепившим престиж Кима внутри страны и на международной арене. Но договоренности, предусматривающей ослабление американских санкций в обмен на сокращение ракетно-ядерного арсенала, Киму достичь не удалось. Процесс денуклеаризации оказался в тупике.

Йодзи Кода, бывший адмирал, командующий ВМС Японии, так оценил замысел Пхеньяна: «Северная Корея хочет послать ясный сигнал администрации президента США Джозефа Байдена. Но меньше говорят о южнокорейско-российском событии. По случаю 30-летия установления дипломатических отношений между Южной Кореей и Россией и визита Лаврова прошли большие торжества. Поэтому Пхеньян послал также сигнал Южной Корее и России».

В беседе с «НГ» Моисей Ким, председатель Совета общероссийского объединения корейцев, сказал: «Южнокорейцы хотят, чтобы Лавров передал Путину, что в Сеуле очень ждут его визита в этом году. Что касается Северной Кореи, то теперь она не так остро реагирует на сближение России с Южной Кореей. Какая-то ревность есть. Но повода, чтобы «напортачить» чего-то, нет. Тем более что экономическое положение на Севере тяжелое. Для них сейчас главное – преодолеть эти трудности».

Независимая газета. 25.03.2021

Читайте также: