Пандемия обойдется России в два-три потерянных года
Анатолий Комраков
У российской обрабатывающей промышленности есть шанс вернуться к докризисным показателям к концу 2021 года. Восстановление добычи нефти и газа станет возможным только к 2023 году, прогнозируют эксперты Высшей школы экономики. Столь оптимистичные прогнозы предполагают, что Россию не затронет третья волна заболеваемости коронавирусом.
Падение промышленности в РФ, которое наблюдалось в январе, скорее всего не означает начало третьей волны рецессии или стагнации промышленности, считают в Центре развития Высшей школы экономики. Если третья волна пандемии действительно обойдет Россию стороной, то наша экономика начнет возвращаться к некоторым докризисным показателям уже к концу 2021 года. При отсутствии третьей волны восстановление добычи газа ожидается уже к середине 2022 года, а нефти – в 2023 году.
При этом вся российская промышленность (с учетом всех трех ее составляющих – обрабатывающей, добывающих отраслей и энергетики) может восстановиться даже раньше, чем один только топливно-энергетический комплекс (ТЭК), считают эксперты.
Объем промышленного производства начал снижаться с апреля прошлого года и сократился в итоге на 2,6%. Ключевую роль в этом падении сыграло ограничение на добычу нефти, принятое в рамках соглашения ОПЕК+. Добывающая промышленность снизила выпуск гораздо сильнее – на 6,9%, в то время как обрабатывающая промышленность чувствовала себя более уверенно и даже увеличила выпуск на 0,6%.
Декабрь был отмечен позитивными новостями: индекс промышленного производства год к году находился в положительной области. Но в январе 2021-го возобновилось падение, которое заставило думать о возможности очередной волны рецессии.
В целом российская экономика в 2020 году показала относительно неплохую динамику, сократившись меньше, чем мировая (–3,1 и –3,5% соответственно). Но начало ослабления карантинных ограничений само по себе не гарантирует автоматический возврат экономики к докризисным темпам роста ВВП на уровне около 2,2%. Глобальная рецессия 2020 года – пятая по счету после последней мировой войны – может еще вызвать волны банкротств и финансового кризиса, которые сопровождали (иногда с отсрочкой) предыдущие рецессии.
Глобальный потенциальный рост производства снизился в 2010–2019 годах до 2,5%, что значительно ниже среднегодового показателя в 3,3% в предыдущем десятилетии. Потенциальный рост для мировой экономики в 2020–2030 годах составит лишь 1,8%. И этот факт может крайне негативно сказаться на важных для России ценах на энергоносители, предупреждают в Центре развития.
По прогнозу Минэкономразвития предполагается ускорение роста в 2021–2023 годах по сравнению с предкризисным уровнем примерно на 1 п.п., в том числе уже в этом году до 3,3%. Чтобы по итогам 2021 года выйти на темпы прироста промышленного производства, заложенные в текущую версию среднесрочного прогноза Минэкономразвития (плюс 2,6% за 2021 год), необходимо, чтобы с мая средний ежемесячный прирост в промышленности составил примерно 0,2%, подсчитали в Центре развития. Это позволит промышленности в декабре достичь предкризисного уровня марта 2020-го, и, таким образом, кризис обойдется российской индустрии потерянными с точки зрения объемов выпуска одним годом и девятью месяцами.
Ожидания роста промышленности связаны с восстановлением мирового спроса на нефть. Вице-премьер Александр Новак во время совещания президента Владимира Путина с правительством заявил в среду, что Россия ожидает, что мировой спрос на нефть вернется на докризисные уровни в 2022 году.
В обрабатывающих отраслях восстановление связывают с эффектами импортозамещения, стабильным производством в оборонной промышленности и влиянием отложенного спроса. Глава Минпромторга Денис Мантуров рассказывал, что доля отечественной продукции в госзакупках выросла с 49% в 2019 году до 57% в 2020 году. В Минпромторге ожидают, что с введением закона о квотировании в 2021 году доля российских товаров и услуг в госзакупках вырастет еще как минимум на 7%.
Ведомство рассчитывает также на сохранение роста в фармацевтике на уровне от 5 до 10%. В химической отрасли ожидается рост около 7%, который должны обеспечить увеличение потребления и реализация инвестиций. Одним из драйверов роста в 2021 году может стать металлургия, в том числе и наращивание переработки внутри страны. По словам Мантурова, в 2021 году особенно должен быть заметен рост в производстве одежды и обуви, спортивных товаров. Он рассчитывает также и на сохранение восстановительной тенденции в автопроме.
«Более медленное восстановление добывающего сектора промышленности по сравнению с обрабатывающими производствами после обусловленного пандемией COVID-19 кризиса будет связано с действиями по ограничению нефтедобычи в рамках ОПЕК+, стремлением в мире сократить потребление «грязного» угля и сохранением текущих ограничений из-за эпидемиологической ситуации, которые будут сдерживать восстановление спроса на энергоносители, – сказал «НГ» руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган. – К примеру, по данным международной ассоциации воздушного транспорта, в 2020 году мировой пассажиропоток снизился на 70%, а восстановление к доковидным уровням не стоит ждать ранее 2023 года».
По словам эксперта, в отличие от сектора добычи полезных ископаемых в обрабатывающих производствах позитивный эффект окажет состоявшееся ослабление нацвалюты, а также нарушение логистических цепочек, что заставило рассмотреть вариант переноса производств в Россию. «Начало вакцинации и оживление российской экономики создает опору для развития этого сегмента промышленности, в то время как сектор добычи ориентируется в том числе на внешний спрос», – говорит Коган.
«Несмотря на возможную третью волну эпидемии в мире, ситуация в России все-таки вселяет оптимизм, – сказал «НГ» доцент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г.В.Плеханова Олег Каленов. – Это обусловливается накопленным большим опытом в борьбе с инфекцией и активной вакцинацией населения. Все это способствует постепенному выходу российской промышленности из кризиса. Однако не стоит торопиться с выводами о том, что она сможет восстановиться быстрее, чем ТЭК. Ситуация на нефтяном рынке улучшается, цены на черное золото демонстрируют устойчивый рост. За газом же как за энергоносителем будущее. Причиной этого в том числе являются и экологические факторы. За последнее десятилетие потребление газа в мире возросло на 20%. На мировом рынке газа Россия является ключевым игроком и в ближайшие десятилетия, очевидно, сохранит лидерство».
Независимая газета. 11.03.2021