Когнитивный диссонанс в парламенте Молдовы

Илья Киселев


В течение всей прошедшей недели в политической жизни Молдовы существовал только один вопрос: станет ли Игорь Гросу, выдвинутый президентом Майей Санду на пост премьера, главой правительства или нет?

Ответ на этот вопрос был дан уже в четверг, но при этом события, которые сопутствовали подготовке к пленарному заседанию парламента, где должен был рассматриваться вопрос об утверждении правительства, производят впечатление какой-то фантасмагории, в которую вряд ли поверят граждане действительно демократичных государств.

После того как Конституционный суд признал указ Санду о выдвижении И.Гросу кандидатом в премьеры соответствующим Конституции, парламент должен был решить, поддерживать ли программу и состав правительства под руководством Гросу? При положительном ответе должно было утвердить их в качестве полноправного Кабинета министров. Но такой ответ не был предрешен.

«Если не поддержит, то идем дальше в Конституционный суд и будем говорить о досрочных выборах», – заявила Санду в эфире одного из телеканалов в понедельник.

На вопрос о том, с какой программой предложенный президентом кандидат пойдет в парламент, глава государства отметила, что тут надо обращаться к самому Гросу. «Думаю, в ближайшие дни мы увидим и его месседж, и его команду», – отметила она. По ее словам, если депутаты проголосуют за правительство Гросу, то кабмин возьмет на себя ответственность за решение проблем, сможет «очистить» часть госструктур, которые находятся в подчинении правительства, от коррупционных элементов.

Тут надо отметить, что и Санду, и кандидат в премьеры Гросу попали в вилку двух привлекательных вариантов развития событий. С одной стороны, курс на досрочные парламентские выборы, которые были одним из главных предвыборных обещаний Санду в президентской кампании, обязывает как можно быстрее распустить действующий парламент. С другой стороны, уж больно привлекательна возможность заполучить перед роспуском парламента практически неограниченный админресурс, который позволил бы президентской партии PAS обеспечить себе солидный гандикап перед всеми остальными политформированиями.

Например, контроль над министерством иностранных дел позволил бы министру от PAS определить не только количество избирательных участков для диаспоры, но и проконтролировать, чтобы подавляющее большинство из них были открыты в Западной Европе, а не в России. В то же время контроль над силовыми структурами позволил бы добиться давления на Партию социалистов и местные органы власти в предвыборных целях. А в ситуации пандемии коронавируса даже министерство здравоохранения, в подчинении которого находится Чрезвычайная комиссия по общественному здравоохранению, может стать инструментом для достижения успеха на выборах.

Однако, судя по всему, Санду не захотела воспользоваться вторым вариантом. То ли потому, что посчитала свое преимущество на предстоящих выборах очевидным, то ли потому, что перенос роспуска парламента грозит сильно ударить по ее рейтингу. Нельзя не признать, что все эти «политические танцы» вокруг давно анонсируемых досрочных выборов уже начали раздражать даже некоторых представителей проевропейской партии «Платформа DA» – бывших союзников Санду по избирательному блоку ACUM на парламентских выборах 2019 года.

Именно поэтому кандидат в премьеры И.Гросу и начал подготовку программы правительства и подбор его состава. Можно смело утверждать, что с подбором состава он не сильно утруждался – состав правительства Гросу практически не отличается от варианта, представленного Натальей Гаврилицэ во время предыдущей попытки утверждения правительства. Единственные отличия – сама Гаврилицэ заняла пост министра финансов, а министром сельского хозяйства предложен депутат PAS Владимир Боля.

Что касается программы предлагаемого правительства, то наиболее запомнившимися пунктами стали объявление полного локдауна на территории Молдовы и организация концертов народной музыки в различных регионах страны.

Надо признать, что Гросу готовился к представлению правительства все-таки более ответственно, чем Гаврилицэ, которая даже не представила в парламент все необходимые документы. В среду Гросу провел консультации с парламентскими фракциями проевропейских партий. Однако, как сообщили прессе депутаты, они так и не поняли, хочет Гросу утверждения своего правительства или нет.

Готовились к четвергу не только потенциальный премьер и его министры. Накануне, в среду три депутата-социалиста подали в Конституционный суд заявление с просьбой не признавать предыдущую попытку утверждения правительства Гаврилицэ, сославшись именно на то, что тогда не были выполнены все формальности.

А вот в четверг Гросу ждал сюрприз: Партия социалистов и платформа «За Молдову» в самом начале пленарного заседания покинули зал. После этого в зале заседаний не осталось достаточного для кворума количества депутатов, и заседание пришлось прекратить. Учитывая прецедент 2015 года, когда при объявленном голосовании за правительство Иона Стурзы также не было кворума и попытка утверждения правительства была признана неудачной, аналогичная судьба постигла и «правительство Гросу».

Уже после закрытия заседания вице-спикер от «Платформы DA» Слусарь рассказал на брифинге: Гросу перед началом заседания признался, что даже его фракция PAS не собиралась голосовать за утверждение правительства. «Пресса меня спрашивает. Наверное, не все поняли, что я сказал на пресс-конференции. Повторяю: за 5 минут до пленарного заседания Игорь Гросу подошел ко мне и сообщил, что фракция PAS не голосует за собственное правительство. То есть депутат Игорь Гросу не поднимает руку за кандидата на должность премьера Игоря Гросу. Говорю это со всей ответственностью. Это политическая игра, издевательство», — заявил депутат, столкнувшийся с когнитивным диссонансом со стороны партии PAS.

В четверг после обеда М. Санду объявила о проведении консультаций с парламентскими фракциями по вопросу роспуска парламента. Стало очевидно, что президент, так же как и ее партия, с отчаянием проигравшего игрока ставят на одну и ту же карту под названием «досрочные выборы» в надежде «сорвать банк» и отыграться. На консультации были приглашены все парламентские фракции, однако социалисты и депутаты платформы «За Молдову» заявили, что в пятницу не придут к президенту из-за насыщенной повестки пленарного заседания парламента. Депутаты проевропейских партий заявили президенту, что не видят предпосылок для проведения досрочных выборов и настаивают на формировании кризисного правительства до преодоления последствий пандемии, когда можно будет провести досрочные выборы.

Судя по всему, эти консультации проводились для выполнения формальности. Депутат Слусарь по их окончании заявил, что «Санду провела эти консультации только для Конституционного суда».

Однако не будем забывать, что в решении Конституционного суда о признании Гросу кандидатом в премьеры была заложена также и возможность выдвинуть кандидатуру парламентского большинства. И судя по всему, заявление депутатов Партии социалистов в Конституционный суд направлено именно на то, чтобы все-таки получить возможность выдвинуть кандидатуру на пост премьера и добиться ее признания президентом.

В любом случае лидер социалистов И.Додон заявил, что его партия не допустит досрочных выборов до нормализации эпидемиологической обстановки в стране. «Досрочных выборов так, как хочет Майя Санду, не будет! Мы не допустим выборов, пока не будет обеспечена массовая вакцинация в РМ! Более того, нельзя проводить выборы, если нет финансового обеспечения. А в бюджете на 2021 год деньги на выборы не предусмотрены. Заверяю, ПСРМ не станет голосовать за перечисление денег. Мы не заберем ни копейки из денег на вакцины и не отдадим на выборы. Майя Санду может устраивать выборы у себя в кабинете, но точно не в Республике Молдова», – заявил председатель ПСРМ.

Что касается возможных решений Конституционного суда, то И.Додон отдельно обратился к судьям этого высшего органа юстиции: «Майя Санду хочет использовать Конституционный суд как инструмент борьбы с парламентским большинством – точно так же, как в июне 2019 года это делал Владимир Плахотнюк. Хочу напомнить уважаемым членам КС, чем это закончилось, и призываю не повторять горький опыт их предшественников».

Итак, вероятность конституционного тупика, наподобие того, который возник из-за блокировки избрания президента в парламенте в 2011 году и длился два года, достаточно велика. Но сегодня ситуация отягощена пандемией коронавируса, и последствия могут быть гораздо тяжелее.

Ритм Евразии. 29.03.2021

Читайте также: