В Украине ставят на поток борьбу со всем "пророссийским"

Татьяна Ивженко


В Верховной раде зарегистрированы законопроекты, направленные на противодействие влиянию РФ в Украине. Если депутаты поддержат инициативы партии Петра Порошенко, появится возможность прекращать деятельность партий, общественных организаций, СМИ и церквей, которые не придерживаются официальной линии в оценке событий в Крыму и в Донбассе.

Еще осенью прошлого года в Раде зарегистрировали законопроект о поправках к действующему закону                    «О телевидении и радиовещании». Предлагалось дополнить его нормами о противодействии информвойне. Депутаты хотели запретить в теле- и радиоэфире высказывания, отрицающие «факт российской военной агрессии против Украины, оккупации РФ части территории Украины».

Предлагаемые поправки вызвали много споров, поскольку подобные запреты могли бы знаменовать введение цензуры. Вопрос не решен до сих пор. Тем временем партия Порошенко «Европейская солидарность» разработала и подала в Верховную раду ряд законопроектов, объединенных идеей «противодействия российской агрессии». Подписи под проектами поставили представители других парламентских партий, кроме «Оппозиционной платформы – За жизнь».

На прошлой неделе был зарегистрирован проект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно запрета на изготовление и распространение информационной продукции, направленной на пропаганду действий государства-агрессора». Второй законопроект предполагал «усиление уголовной ответственности за изготовление и распространение запрещенной информационной продукции». Новшества касаются в первую очередь телевидения, радиовещания, печатных СМИ. Депутаты хотят запретить им использовать тезисы о «внутреннем конфликте» или «гражданской войне» на востоке Украины, а также ввести запрет на отрицание «факта временной оккупации части территории Украины Российской Федерацией». Официальная позиция Киева, закрепленная в законодательных нормах в период президентства Петра Порошенко, сводится к тому, что Россия является «государством-агрессором», а крымская власть, руководство ДНР/ЛНР – «временными оккупационными администрациями». Только эту позицию и можно будет излагать во всех украинских СМИ в случае, если закон примут.

Авторы законопроекта в сопроводительных документах отметили, что такой закон «позволит усилить эффективное противодействие коллаборационизму и другим гибридным угрозам в ходе длящейся военной агрессии РФ против Украины, усилить защиту государственного суверенитета и территориальной целостности Украины». Та же линия продолжена и в новом законопроекте, который был зарегистрирован партией Порошенко на этой неделе –              «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины и Уголовно-процессуальный кодекс Украины об уголовной ответственности за бытовое, административное, экономическое, военное, политическое, военно-политическое и иное сотрудничество с государством-агрессором (коллаборационизм)».

Текст последнего документа пока не обнародован на сайте парламента. Поэтому неизвестно, какие виды наказания за коллаборационизм предлагают ввести авторы законопроекта. Петр Порошенко ранее пояснил в ходе брифинга, что под «сотрудничеством с государством-агрессором» подразумевается не работа, например, учителей и врачей на тех территориях, которые Украина признает временно оккупированными: «Речь идет в первую очередь о тех, кто на контролируемой территории Украины проводит коллаборационистскую работу – добровольно или за деньги». Партия Порошенко считает «пятой колонной», в частности, партию «Оппозиционная платформа – За жизнь». Поэтому «Европейская солидарность» приветствует введенные Советом нацбезопасности и обороны, а затем утвержденные подписью президента Владимира Зеленского санкции против одного из лидеров ОПЗЖ Виктора Медведчука, его жены Оксаны Марченко, а также члена фракции ОПЗЖ, владельца трех закрытых телеканалов Тараса Козака. Партия поддержала также расследование Службы безопасности Украины против блогера Анатолия Шария, которого подозревают в госизмене.

При этом Порошенко не устает предостерегать Зеленского от принятия решений, направленных «не на борьбу с «пятой колонной», а на борьбу с патриотически настроенной оппозицией». Отделить одно от другого предлагается при помощи поправок в законодательство, которые позволили бы принимать решения в судебном порядке, а не на закрытых заседания Совета нацбезопасности и обороны. Ранее Порошенко сообщил: «Мы разработали два законопроекта. Первый – об уголовной ответственности физлиц, политических партий, общественных организаций за коллаборацию». Второй законопроект, по словам лидера «Европейской солидарности», направлен на запрет «российской пропаганды».

Последний из упомянутых документов может быть применен очень широко. В нем предполагается внесение изменений в ряд законов Украины, регламентирующих деятельность партий, общественных и религиозных организаций. Суть в том, чтобы запретить им публичные заявления, высказывания, обнародование в печатных изданиях тезисов, направленных на «ликвидацию независимости Украины; изменение конституционного строя насильственным путем; нарушение суверенитета и территориальной целостности государства; подрыв безопасности страны; незаконный захват государственной власти; пропаганду войны, насилия, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды; посягательство на права и свободы человека, здоровье населения; пропаганду коммунистического и/или национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов и их символики; нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной, региональной принадлежности, религиозных убеждений, инвалидности и по другим признакам; распространение сведений, содержащих оправдание, признание правомерной, отрицание вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины, начатой в 2014 году».

Практически все эти запреты уже есть в украинском законодательстве. Но их упорядочивание и сведение воедино в отдельном законе позволит по решению суда закрывать церкви, запрещать деятельность партий и организаций, если их представители высказывают точку зрения, отличающуюся от официальной позиции Киева. Например, в Украинской православной церкви (Московского патриархата) предполагают, что после принятия закона власть может попытаться запретить ее деятельность.

Примечательно, что в начале этой недели в Киево-Печерской лавре была организована встреча священников и прихожан тех храмов, которые отошли к созданной в период президентства Порошенко Православной церкви Украины (ПЦУ). В УПЦ заявляют о «рейдерских захватах храмов». В пресс-релизе к совещанию говорилось: «Сейчас захвачено около 120 храмов УПЦ. Тысячи верующих не имеют места для молитвы, семьи священников изгнаны из домов». Если депутаты проголосуют за новый законопроект, то деятельность всей церкви может быть запрещена, поскольку отдельные ее священники придерживаются в оценке событий в Крыму и в Донбассе иной точки зрения, нежели официальная. Или деятельность партии ОПЗЖ могут запретить, поскольку против ее членов введены санкции за «антиукраинскую деятельность».

Лидер партии «Слуга народа» Александр Корниенко в комментарии изданию «Страна» не подтвердил, что правящая политическая сила поддержит законопроекты, поданные оппозицией.

Независимая газета. 24.02.2021

Читайте также: