Протестующие в Белоруссии теряют точку опоры

Светлана Гамова


Протесты в Белоруссии продолжаются, но они, по словам директора научно-исследовательского Центра Мизеса Ярослава Романчука, носят сегодня гуманистический характер. Участники акций выступают против действий правоохранительных органов, которые арестовывают людей, применяют к ним насилие, не заводят уголовные дела в случае гибели несогласных. Власть не обращает на это внимания, уверенная в том, что ей удалось переломить ситуацию, сняв напряжение на улицах белорусских городов, и это ее ошибка, которая может стать роковой.

Дело в том, что все люди в Белоруссии, несмотря на политические пристрастия, ждали от власти и от группы Светланы Тихановской, находящейся за рубежом, конкретных предложений по улучшению жизни. Но обе стороны обвиняют и критикуют друг друга, а предложить ничего не могут.

«Судя по тому, кто приглашен на Всебелорусское народное собрание, намеченное на 11–12 февраля, от этого мероприятия ничего конкретного ждать не приходится. Туда зазвали преданных власти лиц, а представителей реальной оппозиции, которые не уезжали из своей страны и могли бы рассказать о том, что их волнует и чего они ждут от руководства, там не будет», – сказал «НГ» Ярослав Романчук. В результате к гуманитарным лозунгам протестующих могут добавиться социальные, и тогда может случиться взрыв. Причем не зависящий от Тихановской и Координационного совета, находящихся в Литве.

«Там есть Координационный совет, есть целый ряд структур, которые занимаются Белоруссией, но координации между ними нет. Все разобщено. Много деклараций и никаких конкретных действий», – рассказал Романчук.

«Протестующие в Белоруссии сегодня никем не управляются. Сами выходят, сами что-то предъявляют власти. Единственное, что сделала оппозиция в изгнании, – это западные санкции в отношении лиц из ближнего круга Лукашенко. Но и они избирательны. Взять, например, контрабанду сигарет. О ней много говорят, но почему-то производители сигарет не попали в санкционный список ЕС. Так же как предприниматели, которые занимаются нефтью. В списке есть руководители коммерческих предприятий, контролируемых администрацией Лукашенко. Но они в основном сельскохозяйственного направления и вполне переориентируются на российский рынок. Получается, что европейские санкции только подтолкнут Белоруссию к России», – высказал свои сомнения Романчук. По его словам, «никто не работает с рабочими, которые сегодня получают зарплату, но экономика проседает, цены растут, и завтра эти люди будут готовы к протесту». «Этот фактор не использует как Тихановская со своим окружением, так и Александр Лукашенко», – отметил эксперт.

Александр Лукашенко, серьезно испугавшийся в начале протестов, что можно было понять по выражению его лица на кадрах телеканалов, теперь, и особенно после начала протестов в России, успокоился и, видимо, решил, что досидит до очередных президентских выборов. Такой возможности, кстати, не исключил экономист Ярослав Романчук, добавив: «Если оппозиция не разработает реальную программу мер, которую примет большинство белорусов».

На предстоящей неделе Светлана Тихановская обещала обнародовать План победы – 2021, который, по сообщению Координационного совета, был принят несколько дней назад. Но мало кто верит, что в этом плане будут меры, реализация которых коренным образом изменит ситуацию в Белоруссии.

Что же касается Александра Лукашенко, то его может подвести самоуверенность. Потому что если зарплату перестанут получать рабочие заводов, или того, что они получают, не хватит на жизнь их семей, то основа, на которой держится Лукашенко, перестанет быть устойчивой. Хотя она и сегодня не совсем надежна.

Все в Белоруссии следят за тем, что делает власть, чтобы прекратилось насилие над протестующими, чтобы отпустили политзаключенных и была создана социальная стабильность. Но Лукашенко говорит, что политзаключенных в стране нет, а с экономикой все хорошо. Но глаза есть не только у президента Белоруссии, но и у всех граждан страны. И когда правда станет глаза резать, начнутся процессы, которые не будут походить на марши с цветами. Лукашенко остается это понять. Как, впрочем, и оппозиции в изгнании. И те и другие в равной степени виновны в том, что протесты в стране обмельчали по сути.

Один из экспертов заметил, что от белорусской повседневности стоит звон в ушах. И этот звон и выводит людей на улицу. Но как его убрать, Лукашенко не придумал. А белорусы не придумали, как убрать Лукашенко. Такова нынешняя ситуация в Белоруссии.

Хотя власть предоставляет для недовольства своих граждан все новые поводы.

Генпрокуратура Белоруссии на днях предложила признать бело-красно-белый флаг, с которым выходят на протесты граждане, экстремистским. Реакция последовала тут же: с самого утра в минувшую субботу белорусы начали выходить на акции в поддержку национального символа, а также активно подписывать петицию против планов прокуратуры. Власть сама подогревает протесты. Автопробег сторонников Лукашенко – «Великий камень» на этом фоне никто не заметил.

Привлекло внимание другое – открытое письмо профсоюзов о возможных последствиях от экономических санкций в отношении Белоруссии. За три дня его подписали больше      1,1 млн человек. Об этом сообщили в Федерации профсоюзов, считающейся провластной. Тем временем, по публикациям tut.by, некоторые работники предприятий и организаций рассказывают, что им «настоятельно рекомендуют» поставить свой автограф под обращением профсоюзов.

В независимых профсоюзах считают, что трудящихся принуждают требовать от международного сообщества освободить от ответственности людей, организовавших «невиданные в Европе со Второй мировой войны» репрессии, в том числе увольнения. Текст данного заявления разместил у себя на странице в Facebook Александр Ярошук – глава Белорусского конгресса демократических профсоюзов.

НГ-Дипкурьер. 31.01.2021

Читайте также: