Перемирие в Донбассе висит на волоске
Татьяна Ивженко
На этой неделе украинская делегация в трехсторонней контактной группе попыталась уточнить, кто является реальным участником конфликта в Донбассе. Постановка вопроса свидетельствует о подготовке к пересмотру Минских соглашений.
На 23 февраля по инициативе Киева в Генассамблее ООН запланировано рассмотрение ситуации в Крыму и Донбассе. Об этом сообщил МИД Украины. По словам чиновников, Киев собирается предоставить информацию о нарушениях прав и свобод человека на неподконтрольных территориях. Говоря о проведенных на этой неделе в Крыму обысках, замминистра иностранных дел Украины Эмине Джапарова отметила: «Эти действия в очередной раз свидетельствуют о полном игнорировании Москвой основополагающих норм международного гуманитарного права, своих обязательств как государства-оккупанта».
Джапарова сказала, что происходящее демонстрирует готовность Москвы «к использованию незаконных силовых методов для подавления политического и религиозного инакомыслия и блокировке правозащитной деятельности на временно оккупированной украинской территории».
Кроме того, планируется обсуждение ситуации в Донбассе, где, по данным украинской стороны, прослеживается увеличение числа нарушений режима прекращения огня. На этой неделе миссия Украины при ОБСЕ, по сообщению агентства «Укринформ», передала членам этой организации подробные карты-схемы нарушений с подробным описанием ежедневных ударов по украинским позициям. В Киеве считают, что обострение началось сразу после проведенного в Донецке в конце января форума «Русский Донбасс». Постпред Украины при ООН Сергей Кислица отметил, что об этом форуме и его последствиях тоже будут говорить 23 февраля в Нью-Йорке: «Будет ли Украина из-за этого созывать заседание Совета Безопасности ООН? Нет, не будет: это еще не тот уровень проблемы, который требует прямого привлечения Совбеза. Станет ли это частью нашей работы по разработке новых документов уже на следующую сессию? Да, станет. Будем ли мы говорить об этом во время заседания Генеральной ассамблеи 23 февраля? Да, будем говорить».
Украинская сторона стремится убедить западных партнеров в том, что вопрос Крыма и ситуация в Донбассе – это не проблема одной страны. В таком ключе тема в начале месяца обсуждалась в ходе визита украинской правительственной делегации в Брюссель, где состоялись переговоры с руководством ЕС и НАТО. Позже вице-премьер по вопросам европейской и евро-атлантической интеграции Юлия Стефанишина в эфире программы «Свобода слова» заявила, что 17–18 февраля министры обороны государств – членов НАТО обсуждали ситуацию и говорили об усилении военного присутствия альянса в Черноморском регионе. Стефанишина отметила, что речь идет не только о тактических решениях, но и о стратегии НАТО до 2030 года: «Мы, с одной стороны, усиливаем давление (на Россию. – «НГ»), связанное с агрессией в Донбассе. А с другой – вообще поднимаем вопрос безопасности в регионе. Наши партнеры нас слышат. И это давление точно будет усиливаться».
Примечательно, что именно сейчас украинская делегация на Минских переговорах решила выяснить, кого же считать участником конфликта в Донбассе. Об этом написал в соцсети один из членов делегации Сергей Гармаш: «Представители России утверждали, что это Украина и Донбасс (что они подразумевают под этим понятием, неясно. Может, часть Донецкого угольного бассейна в Ростовской области РФ?). Также с той стороны звучал вариант «народ Донбасса» (непонятно, что не поделили с Украиной жители Покровска, Доброполья, Краматорска, Мариуполя, плюс полтора миллиона вынужденных переселенцев). Мы четко указали, что стороны конфликта – Россия и Украина».
В России с 2014 года последовательно указывают, что страна не является участницей конфликта и не упоминается в Минских соглашениях. И так же последовательно рекомендуют Киеву вступить в прямые переговоры с Донецком и Луганском, что привело бы к признанию и легализации ДНР и ЛНР. Украинская сторона отказывается от таких переговоров. Верховная рада еще при президенте Порошенко закрепила в законах статус России как «государства-агрессора», а руководства Крыма, ДНР и ЛНР – как «временных оккупационных администраций». Команда Владимира Зеленского придерживается той же линии. Но сейчас встал и другой вопрос, о котором тоже заявил Гармаш: «Мы пытаемся выяснить у представителей России, какую же территорию они понимают под названием «отдельные районы Донецкой и Луганской областей». Потому что та, которая по факту была захвачена российскими незаконными вооруженными формированиями, на 1,4 тыс. км больше той, которая была зафиксирована в Минских соглашениях. И на какую тогда территорию распространяются Минские договоренности – непонятно».
В Киеве указывают, что с 2014–2015 годов, когда были подписаны первые Минские соглашения и Комплекс мер по выполнению Минских соглашений (Минск-2), ситуация сильно изменилась. И сами документы уже требуют внесения изменений. Недавно глава офиса президента Андрей Ермак пояснил в телевизионном интервью: «Честно говоря, в той редакции, в которой они (Минские соглашения. – «НГ») сегодня существуют… Мне иногда кажется, что они и подписывались с целью и пониманием, что выполнить их невозможно (поскольку это привело бы к легализации ДНР/ЛНР. – «НГ»). И президент Зеленский много раз говорил, что сделает все для того, чтобы принципы, заложенные в Минских договоренностях, были выполнены с нашей стороны».
Заявление Ермака наделало много шума. Член парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны, депутат от фракции «Слуга народа» Ирина Верещук, по сообщению агентства УНН, заверила, что Киев не намерен отказываться от Минских соглашений: «Россия делает все, чтобы Украина вышла из соглашений. Для них будет очень кстати, если мы признаем, что Минские соглашения не работают, и скажем, что мы из них выходим. Но мы себе этого позволить не можем. Мы не выйдем из Минских соглашений, поскольку к ним привязаны резолюция ООН, санкции ЕС». Верещук уточнила, что следует добиваться внесения поправок в Минские соглашения: «Это возможно. Но тут вопрос широкой дискуссии лидеров Германии, Франции, России в Нормандском формате. Если мы убедим и наших коллег из США присоединиться к этому процессу, сделаем большой шаг вперед».
Член парламентской фракции «Голос» Роман Костенко, по сообщению «Цензор.нет», тоже сказал о необходимости для начала поменять состав переговорной группы: «За столом переговоров должны быть США, Великобритания, Франция, Германия, Украина и Россия… И решать этот вопрос (с конфликтом в Донбассе. – «НГ») в рамках темы европейской и мировой безопасности…Нынешний формат с привлечением ОБСЕ, России (которая пытается представить себя посредником и легитимизировать так называемые ЛНР и ДНР) не является действенным». Костенко, как и его коллеги, не верит в то, что Россия согласится на изменение формата переговоров и на внесение поправок в старые договоренности. Об этом, по его мнению, свидетельствует начавшееся обострение в Донбассе: «Это – сигнал, который означает, что если в Украине не будут выполняться требования России и будет вестись внутренняя политика, направленная на ослабление влияния пророссийских политических сил, то сразу начнется эскалация конфликта».
На днях советник украинской делегации на Минских переговорах Алексей Арестович сказал в интервью «Украина 24», что обострение в зоне конфликта, по его мнению, «не просто возможно, оно практически неизбежно. Кремль не оставит попыток подавить нас силой… Есть признаки, что все это может произойти весной, ближе к лету». Арестович отметил, что на сегодня и Минский процесс, и переговоры в Нормандском формате «если не в тупике, но еле-еле продвигаются, и то – не в стратегической части, а скорее в тактической. Режим прекращения огня повис на волоске сейчас».
Как раз о тактических вопросах в традиционном режиме видеоконференции говорили участники Минских переговоров на этой неделе. Прогресса не удалось достичь ни по одному вопросу.
Независимая газета. 18.02.2021