Досрочные президентские выборы как начало нового политического цикла в Киргизской Республике

Павел Дятленко, к.и.н., доцент кафедры истории и культурологии Кыргызско-Российского Славянского университета


Досрочные выборы президента и референдум о выборе формы правления, прошедшие 10 января, стали для Кыргызстана началом нового политического цикла. Победа молодого и не имеющего большого политического опыта политика Садыра Жапарова была вполне ожидаемой для общества и явилась итогом активного голосования его электората, достаточно низкой явки (39,16%), неучастием ряда крупных политиков в этих выборах, разобщенностью оппозиционных политиков и сил, усталостью значительной части социума от действовавших политиков, которые не проявили себя в период пандемии и вызванного ею глубокого экономического кризиса.

Результаты выборов

Победа Садыра Жапарова в первом туре прошедших выборов (79,2% голосов) и переход к президентской форме правления, который был поддержан подавляющим большинством принявших участие в референдуме избирателей (81,3% проголосовавших), дают шанс на установление политической стабилизации в республике.

Переход к президентской форме правления, который продвигает новая власть, включает в себя два этапа референдумов. Прошедший 10 января референдум о выборе формы правления был первым из них и показал доминирование в обществе запроса на сильную и эффективную власть в виде президентской республики.

Успех этого кандидата стал возможен во многом благодаря мобилизации жителей сел и представителей бедных слоев населения. Но новой власти предстоит внимательно учитывать заметные региональные различия в голосовании разных групп избирателей на прошедших выборах. Значительно меньшее количество голосов Садыр Жапаров получил в Бишкеке (52,13% проголосовавших граждан), Баткенской области и нескольких районах Ошской области. Причем второй по числу набранных голосов (6,79% от общего числа проголосовавших) кандидат на прошедших выборах — Адахан Мадумаров — так и не признал итоги выборов. Об этом заявили и некоторые другие политики, участвовавшие в них.

Политическая стабилизация, даже частичная, станет реальностью при нахождении консенсуса между самыми влиятельными политическими кланами, значительном улучшении экономической ситуации, усилении государственных институтов и получении внешней экономической помощи.

В случае неудачи при решении перечисленных вопросов Киргизская Республика может получить очередное повторение кейсов первого и второго президентов — Аскара Акаева и Курманбека Бакиева, когда чрезмерное усиление президентской власти заканчивалось государственным переворотом и новой политической турбулентностью.

Влияние прошедшего голосования на внешнюю и внутреннюю политику

Популистские обещания периода предвыборной кампании и завышенные ожидания общества сочетаются с глубоким экономическим кризисом. Поэтому у новой власти действительно мало времени для быстрого улучшения экономики и политической стабилизации. Для преодоления экономического кризиса нужна значительная внешняя помощь, в текущей ситуации вероятно ее получение из России.

Кроме того, новой власти предстоит быстро определиться со своим отношением к активизировавшимся происламским силам и к русскому языку, поскольку это важно для обеспечения внутриполитической стабилизации и отношений с основными внешнеполитическими союзниками республики.

После октябрьской силовой смены режима началось значительное обновление политической элиты республики, в том числе за счет возвращения во власть части чиновников эпохи Курманбека Бакиева и назначения на должности разного уровня лиц, связанных с политической партией «Мекенчил» («Патриот» или «Патриотическая», существует с июля 2010 г., одним из ее основателей был Садыр Жапаров, лидер партии — Камчибек Ташиев), серьезную критику общества вызвало назначение двух сватов Садыра Жапарова.

Последствия прошедших выборов окажут влияние на внешнюю политику Кыргызстана. Скорее всего, сохранится курс на дальнейшее развитие отношений с Российской Федерацией. Будет продолжено столь необходимое Республике экономическое сотрудничество с Китаем, где сегодня можно наблюдать некоторые проблемы. Речь идет о выплатах по государственному долгу перед КНР, полном открытии границы для транзита китайских товаров, отсутствии в последние несколько лет новых крупных китайских инвестиций.

Скорее всего, продолжится дистанцирование Кыргызстана от Запада, который жестко критикует новую власть и поддерживает оппозиционные политические силы, политические и правозащитные НПО, западные и прозападные СМИ с целью дальнейшей раскачки внутриполитической ситуации. При этом новые власти страны пытаются проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику и не идут на односторонние уступки, что также снижает шансы на заметное улучшение отношений со странами Запада в ближайшее время.

Дальнейшее развитие событий

В ближайшие полгода Кыргызстану предстоит пройти еще два раунда политической борьбы, которые коалиция оппозиционных сил постарается использовать против президента Садыра Жапарова: 11 апреля должны пройти выборы в ряд местных советов (в том числе в Бишкеке) и референдум по новой конституции (по ней Кыргызстан должен стать президентской республикой вместо парламентской, но пока действует старая конституция с нормой о парламентской форме правления), в мае — парламентские выборы. В случае принятия новой конституции планируется переход к парламенту из 90 депутатов вместо нынешних 120 — 45 мест из них будут распределять по партийным спискам, 45 мест — по одномандатным округам. Такое формирование парламента заметно усилит региональные элиты и крупный бизнес.

Проект новой конституции с президентской формой правления уже подготовлен Конституционным совещанием и уже поступил на рассмотрение в парламент. Референдум по принятию нового основного закона станет вторым этапом перехода к президентской республике, но до его проведения еще действует старая конституция 2010 г. с нормой о парламентской форме правления. Скорее всего, проект новой конституции будет поддержан гражданами на референдуме 11 апреля текущего года, и по ней Кыргызстан станет президентской республикой.

Помочь выйти из кризисной ситуации может проведение взвешенной и продуманной кадровой политики (особенно важно учитывать негласный баланс представительства всех регионов в политической элите, нарушение которого всегда приводило к падению предыдущих президентов республики), реальное взаимодействие новой власти с разными политическими силами и учет интересов всех групп (регионы, этнические меньшинства), акцент на стабилизации экономики вместо продолжения политической борьбы, значительное расширение связей со своими основными экономическими партнерами (Россия, Казахстан и Китай), дальнейшая адаптация Кыргызстана к условиям ЕАЭС для получения большего количества бонусов от участия в евразийской интеграции.

Отношения России и Кыргызстана

Особое значение для страны имеет дальнейшее углубление российско-кыргызстанских отношений, так как в это кризисное время в силу резкого уменьшения возможностей для проведения многовекторной внешней политики Кыргызстан может рассчитывать на получение крупной экономической помощи только от России. Получение крупных ресурсов из других источников — маловероятно, а если их и предоставят, то с сопутствующими жесткими условиями.

В период пандемии Россия оказывает гуманитарную и медицинскую помощь Кыргызстану. В январе 2021 г. была достигнута договоренность о поставке 500 тыс. доз российской вакцины «Спутник V» для вакцинирования кыргызстанцев. Власти Киргизской Республики предлагают российской стороне наладить производство вакцины «Спутник V» на территории Кыргызстана.

Россия также оказывает финансовую помощь Кыргызстану — для покрытия социальных выплат, в цифровизации налогового администрирования, оборудования госграницы, внедрении системы маркировки товаров и борьбе с наркотрафиком. Российская сторона также предоставляет гуманитарную помощь социально уязвимым группам населения республики.

Для Кыргызстана крайне важно восстановление регулярного авиасообщения с Россией — основного направления трудовой миграции кыргызстанцев. Важно также учитывать социальные связи двух стран — около 600 тыс. кыргызстанцев за постсоветский период стали гражданами России. Часть из них имеют де-факто двойное гражданство.

Немаловажным остается продолжение гуманитарного сотрудничества. Власти Республики заинтересованы в сохранении российской помощи в поддержке русского языка в Кыргызстане, совместном сохранении исторической памяти об общем прошлом (его пытаются переформатировать как прозападные силы, так и местные националисты), предоставлении квот для обучения молодых кыргызстанцев в российских вузах, их участия в культурных и молодежных программах, научном и образовательном сотрудничестве.

Садыр Жапаров и до президентских выборов, и после их проведения публично заявлял, что Россия является стратегическим союзником Киргизской Республики. Кроме того, его первый заграничный визит планируется в Российскую Федерацию. Среди прочего власти Кыргызстана хотят добиться снижения цены на поставляемый в Республику из Узбекистана газ и увеличить поставляемые объемы.

РСМД. 03.02.2021

Читайте также: