Вашингтон ищет в Киргизии прозападного лидера
Виктория Панфилова
ЦИК Киргизии завершил регистрацию претендентов на пост президента и до 20 декабря опубликует бюллетень с их номерами в избирательном листе. В окончательном списке 18 кандидатов. Конкуренцию главному претенденту Садыру Жапарову составят два генерала – от МВД и Государственного комитета национальной безопасности (ГКБН), депутаты, политики и даже один «Бог». Выборы состоятся 10 января.
«Бог» – Арстанбек Абдылдаев – не только самый экзотичный персонаж кампании, но и самый популярный на данном этапе. Вместо 30 тыс. подписей, дающих право претендовать на пост президента, он представил более 60 тыс. Абдылдаев утверждает, что он управляет Вселенной и человечеством. Но Киргизия, похоже, вне этих измерений, поэтому ему нужны еще и голоса населения страны, чтобы распространить свои полномочия на республику. А получить их будет непросто, потому как, по словам наблюдателей, США закинули пробный шар, который должен внести раскол в киргизское общество по линии «север–юг». Еще один кандидат на пост главы государства Клара Сооронкулова 16 декабря подала исковое заявление на ЦИК в суд Бишкека из-за его решения о допуске Садыра Жапарова к участию в президентской гонке. Она заявила, что Жапаров не имеет права баллотироваться на главный государственный пост, поскольку занимал должность исполняющего обязанности президента и использовал служебные полномочия, занимаясь преждевременной агитацией. По ее словам, необходимо использовать все правовые возможности, чтобы не допустить Жапарова к выборам, несмотря на изъяны в системе правосудия.
Против участия в выборах Садыра Жапарова настроено большинство жителей столицы и неправительственный сектор, к которому причисляют и Сооронкулову. Она глава прогрессивной партии «Реформа». Это единственная партия, лидером которой является женщина.
Основная часть населения Киргизии, напротив, поддерживает Садыра Жапарова, причем как на севере страны, откуда он родом, так и на юге. В 2005 году он был депутатом парламента от партии власти «Ата-Журт». Работал в правительстве президента Курманбека Бакиева и, более того, был его советником, а затем и главным по борьбе с коррупцией. В 2010 году Жапаров отметился на юге республики во время вспыхнувших там межэтнических столкновений киргизов и узбеков. Его миротворческая миссия на стороне титульной нации создала Жапарову репутацию «главного патриота» Киргизии. Так он заручился поддержкой юга. Кроме этого он дружен с Камчибеком Ташиевым, которого после октябрьского переворота назначил главой ГКНБ, и Талантом Мамытовым – нынешним спикером парламента и временно исполняющим обязанности президента.
Эта «троица», прочно укрепившаяся во власти, устойчивость которой поддерживают назначенные на ответственные посты родственники Жапарова, имеет все шансы для успеха в выборах. Если же по итогам референдума, который состоится одновременно с выборами, население Киргизии проголосует за принятие новой Конституции, но новый глава республики с командой займется усилением своей власти – начнется переход к президентской форме правления.
Такой расклад не устраивает США, считает киргизский политолог Марс Сариев. По его словам, в числе кандидатов на пост президента не случайно оказались два отставных силовика – заместитель министра внутренних дел генерал-майор милиции Курсан Асанов и экс-председатель Госкомитета национальной безопасности (ГКНБ) генерал-майор Абдиль Сегизбаев.
«Садыр Жапаров выбрал вектор Москвы. Об этом было объявлено. Если он выиграет выборы, то первый визит совершит в Москву, к главе РФ Владимиру Путину. Поэтому нужно не допустить прихода к власти пророссийского кандидата. Для расшатывания ситуации в Киргизии по линии север–юг отправной точкой стал бывший высокопоставленный таможенник Матраимов», – сказал «НГ» Марс Сариев.
Напомним, Раимбек Матраимов – бывший заместитель руководителя киргизской таможни, названный в журналистском расследовании «главным коррупционером страны». Посол США в Киргизии Дональд Лу вручил журналистам премию «Стремление» за проведенное расследование. Однако президент Сооронбай Жээнбеков не дал довести до конца это расследование, возможно, из клановой солидарности: отправив Матраимова в тюрьму, он мог лишиться поддержки южных кланов.
Не стал арестовывать Матраимова и пришедший к власти Садыр Жапаров. Он ограничился лишь показным задержанием и судом, который взял с Матраимова подписку о невыезде. ГКНБ оценил причиненный Матраимовым ущерб госбюджету в 2 млрд сомов (24,6 млн долл). Матраимов обещал «полностью возместить ущерб» и, по данным на 8 декабря, перевел в счет погашения ущерба около 10 млн долл.
Однако уже через несколько дней госсекретарь США Майкл Помпео в своем Twitter посвятил пост Матраимову. Он сообщил, что киргизского олигарха включили в «список Магнитского».
По мнению Сариева, внесение в «список Магнитского» Матраимова может сыграть на раскачку ситуации в республике. «Если против него возбудят уголовное дело, то вполне вероятно, что начнется региональное противостояние – север–юг. У Матраимова сильные позиции на юге. Попытка та же, что и при Жээнбекове. США пытались раскрутить «дело Матраимова», потому как не получалось восстановить партнерское соглашение с Киргизией, расторгнутое экс-президентом Атамбаевым. Но американцы не смогли довести дело до конца, потому что и Жээнбеков оказался абсолютно пророссийским политиком – не подписывал соглашение, не шел на сговор с Западом. Поняв, что и с Жапаровым партнерское соглашение вряд ли выгорит, Вашингтон связывает надежды с новой политической раскачкой, вследствие которой в Киргизии может появиться новый прозападный лидер», – сказал «НГ» Сариев.
Независимая газета. 16.12.2020