Штатная провокация: Вашингтон хочет рассорить Токио с Москвой
Ксения Логинова
В США допускают, что при новом премьер-министре Японии усилится активность России на границах. Причиной этого станет изменение курса в отношении Москвы. Сам глава японского правительства Ёсихидэ Суга утверждает, что продолжит курс своего предшественника на посту Синдзо Абэ по налаживанию отношений с Россией. Почему в последнее время все чаще звучат такие провокационные заявления и как новые власти в Токио будут выстраивать отношения с Москвой — в материале «Известий».
Повышенная активность
«Я думаю, что правительство Ёсихидэ Суги выберет несколько иной подход к России, нежели правительство [Синдзо] Абэ. И я подозреваю, что при правительстве Суги мы можем увидеть небольшое усиление, интенсификацию в том, что касается поведения России», — заявил командующий воинским контингентом США в Японии генерал-лейтенант Кевин Шнайдер. По его мнению, особой активности стоит ожидать в воздушном пространстве.
Слова американского генерала вызвали возмущение в Москве. «Бесцеремонность американских военных на Окинаве давно уже стала притчей во языцех и раздражителем в двусторонних отношениях. Подозреваю, что нынешняя бесцеремонность генерала Шнайдера в этом смысле мало что изменит — терпели и не такое», — написал по этому поводу в своем Facebook глава международного комитета Совфеда Константин Косачев. Политик добавил, что при известном уровне союзничества между США и Японией американским генералам не следует оказывать давление на японских политиков и подсказывать им, как вести себя в отношениях с другим государством.
«Период густой облачности»
Вопрос о том, как будут складываться отношения Японии с разными странами мира при новом премьере, волнует многих. В середине сентября Ёсихидэ Суга сменил на посту главы правительства Синдзо Абэ, подавшего в отставку. Новый премьер сразу пообещал продолжить курс своего предшественника. Однако различия в их правлении уже ощущаются. Так, Суга назвал своими главными внешнеполитическими приоритетами укрепление союза с США и выстраивание стратегических отношений с Китаем и Южной Кореей.
Что касается взаимодействия с Москвой, то в заявлениях Суги Россия стала упоминаться значительно реже. К тому же новый глава правительства делает упор не на проблеме подписания мирного договора с Москвой, а на необходимости прояснить вопрос о принадлежности четырех курильских островов. Так, в конце сентября Суга провел телефонный разговор с президентом России Владимиром Путиным. В частности, он заявил о желании решить территориальную проблему двух стран. «Я сказал [Путину], что не хочу передавать проблему принадлежности северных территорий (так в Японии называют Курильские острова. — Прим. редакции) следующему поколению и намерен решить ее», — рассказывал впоследствии японский премьер.
Японские СМИ, в свою очередь, уверены, что переговоры между Москвой и Токио вряд ли сдвинутся с мертвой точки. «В целом японско-российские отношения, в том числе и в торгово-экономической сфере, входят в период «густой облачности» с возможным состоянием застоя», — отреагировала на происходящее японская газета Nihon Keizai.
По мнению эксперта Центра Карнеги Максима Крылова, «в обозримом будущем Япония Суги будет закрытой на ремонт страной-интровертом, пассивно реагирующей на внешние импульсы ровно настолько, насколько это необходимо». «Никаких амбициозных внешнеполитических инициатив как минимум до следующей осени (в октябре 2021 года состоятся очередные парламентские выборы.— Прим. редакции) не будет. Да и после тоже вряд ли — по крайней мере в адрес России», — уверен политолог.
По мнению эксперта, уже сейчас можно утверждать, что отношения России с Японией ожидает продолжительный период похолодания. «Начавшаяся в 2016 году активизация двусторонних контактов была односторонней инициативой Абэ, опиравшейся на его ощущение собственной исторической миссии и на личные отношения с Путиным. У преемника Абэ нет ни первого, ни второго. Еще у него нет ни опыта в международных делах, ни, как кажется, желания без лишней надобности выходить из перестраиваемой им крепости», — полагает специалист.
На протяжении многих десятилетий продолжаются переговоры Москвы и Токио. Стороны пытаются выработать мирный договор по итогам Второй мировой войны. Главным препятствием остаются разногласия по поводу прав на южную часть Курил. МИД России неоднократно подчеркивал, что российский суверенитет над этими островами сомнению не подлежит.
Чьи Курилы?
Японцы утверждают, что эти земли исторически принадлежали им. Но это не совсем так. Эти острова в Охотском море в XVI веке открыли русские мореплаватели, а в следующем веке Россия и Япония одновременно начали их осваивать. Постепенно коренной народ Курильской гряды — айны — практически полностью исчез.
В конце XVIII века Екатерина II подписала указ о включении Курильских островов в состав России. Но борьба с японцами не прекратилась. В 1855 году противоборствующие стороны подписали Симодский трактат. России достались Северные Курилы. Японии перешли острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи с условием, что она согласится на взаимную торговлю. Но торговля с Японией развивалась слабо. Так что соглашение, по сути, не было выполнено. К тому же нерешенным оставался вопрос о принадлежности Сахалина.
Компромисса достигли спустя почти четверть века, согласовав в Санкт-Петербурге новый договор. Россия отказывалась от Курил, а Япония — от Сахалина. Но и этот документ оказался под вопросом после начала Русско-японской войны в 1904 году. Тогда победила Япония, и она вдобавок к Курильскому архипелагу присоединила Южный Сахалин. Эта ситуация сохранялась вплоть до окончания Второй мировой войны, когда японцев, союзников нацистов, разбила антигитлеровская коалиция. Именно этот факт — союз милитаристской Японии с фашистами — Токио каждый раз пытается обойти, когда обсуждает вопрос о вхождении Южных Курил в состав СССР по итогам войны.
Во время Второй мировой, чтобы помочь США и Великобритании на Дальнем Востоке, Советский Союз разорвал договоренности о ненападении с Японией и объявил Токио войну. За это Сталин потребовал у союзников Южный Сахалин и Курильские острова. США и Британия приняли это условие советского лидера. В феврале 1945 года на Ялтинской конференции, в «Крымском соглашении трех великих держав по вопросам Дальнего Востока», союзники зафиксировали переход к СССР Южного Сахалина и Курил. В соответствии с Уставом ООН у Японии в качестве наказания за агрессию территории изъяли.
После этого пункт об отказе Японии от Курильских островов появился в тексте Сан-Францисского мирного договора 1951 года, который подписали японцы. Однако Советский Союз отказался ставить свою подпись под документом. Москве не понравилось, что текст составляли Вашингтон и Лондон. В частности, в договоре не указывалось, в чью пользу Токио отказывается от Курильских островов. И еще один момент — Советский Союз не согласился и с тем, что подписать документ не пригласили Китай, сражавшийся с японскими милитаристами.
Впоследствии отказ Москвы подписать договор даст Токио и Вашингтону повод заявлять, что Курилы вошли в состав СССР, а позднее и России, незаконно. К тому же Китай в 1960-е годы в территориальном споре с Советским Союзом поддержал японскую сторону.
После этого Япония стала активно сближаться с США: в стране появились американские военные базы, что тоже сильно беспокоило Советский Союз. Москва решила пойти на уступки. И страны условились заключить мирное соглашение на основе двустороннего договора. Кремль соглашался рассмотреть вопрос о передаче двух южнокурильских островов — Шикотана и Хабомаи, а взамен потребовал вывода из Японии иностранных военных. В феврале 1956 года Япония и СССР в Москве подписали совместную советско-японскую декларацию, которая позволяла странам официально провозгласить прекращение войны и возобновить дипломатические отношения.
Но впоследствии оказалось, что стороны не готовы к компромиссам. В то время шла холодная война, открытую поддержку территориальным притязаниям Японии к Советскому Союзу оказали США, заявив, что южные Курильские острова являются «исконно японской территорией».
Больше подвижек в переговорах Москвы и Токио не было. Шанс заключить договор появился, когда у власти находился Михаил Горбачев, а министром иностранных дел Японии был Синтаро Абэ — отец Синдзо Абэ. Когда начались переговоры во времена Горбачева, японцы предложили взять за основу мирного соглашения декларацию 1956 года, но при этом дополнить ее — вернуть Токио не два, а четыре южнокурильских острова. Взамен японцы предлагали экономическую помощь. Москва от этого отказалась, считая, что вначале надо наладить экономическое сотрудничество, а потом уже добиваться мирного договора и, возможно, обсуждать острова.
Новый курс Абэ
Когда к власти пришел Синдзо Абэ, заговорили о новом подходе в отношениях с Москвой. Говорили, что для него урегулировать территориальный спор с Россией — дело чести. Владимир Путин еще во время своего первого президентского срока заявил, что готов обсуждать с Японией условия мирного договора. Не возражал он и против того, чтобы взять за основу декларацию 1956 года.
Лидеры хорошо общались, называли друг друга по имени, перешли на «ты» и провели 27 личных встреч. Говорили, что «личная химия» поможет достичь компромисса. Абэ предлагал масштабный план сотрудничества с Россией, состоящий из восьми пунктов, создал специальный пост министра по связям с Россией и дал понять, что в споре о Курилах готов ограничиться двумя островами. Никогда раньше японские лидеры не занимали столь удобных для Москвы позиций — тем более в период конфронтации России с США, главным союзником Японии.
Абэ преследовал две цели: успеть разрешить территориальный спор с Россией, пока он у власти, и ослабить российские связи с Китаем, который в Токио считают главной для себя угрозой. Но прорыва в решении территориального вопроса и заключении мирного соглашения так и не произошло.
Москва предлагает сперва заключить мирный договор, а потом, возможно, обсуждать статус двух островов. Японцы на это не идут. Они считают, что решение территориального вопроса должно быть лишь предпосылкой к заключению мирного договора. То есть сначала два острова, потом, может быть, мирный договор, а потом — решение по двум оставшимся островам.
В Японии уверены, что теперь и без того непростую ситуацию осложняет поправка в Конституцию РФ о недопустимости действий и призывов, связанных с отчуждением части территории РФ (67-я статья). Помимо этого в Основном законе появился пункт о преимуществе российских законов над международными.
Китай усиливает позиции
Тем временем союзнические отношения между Токио и Вашингтоном крепнут уже на протяжении десятилетий. В 1960 году США и Япония заключили договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности, по которому Соединенные Штаты имеют право размещать военные базы на всей территории Японии. В России опасаются, что в случае передачи курильских островов Токио этот договор будет распространяться и на Южные Курилы.
В конце октября военно-воздушные силы США впервые за три года перебросили в Японию стратегический бомбардировщик B-1B. Самолет приземлился на авиабазе Мисава, находящейся на севере острова Хонсю в 470 км от российских Курил и 595 км от Приморского края.
За пару месяцев до этого стало известно, что Вашингтон рассматривает возможность размещения ракет средней дальности в азиатском регионе, в том числе в Японии. Эти сообщения вызвали критику со стороны российского МИДа. Официальный представитель внешнеполитического ведомства Мария Захарова заявила, что такое стремление США направлено против Китая и может дестабилизировать ситуацию как в регионе, так и в мире в целом. В частности, появление новых американских ракет в регионе спровоцирует опасный виток гонки вооружений. «Такие вооружения создавали бы дополнительные ракетные риски и для нашей территории, включая объекты стратегического значения, что потребует принятия необходимых мер реагирования», — сообщила дипломат.
Как отметила в беседе с «Известиями» научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Ксения Чудинова, новый японский премьер, скорее всего, не будет предпринимать какие-либо радикальные шаги. «Мне кажется, что он продолжит ту же линию в отношениях с Москвой, что и раньше. Не исключено, что заявления американского генерала направлены на решение собственных задач США и их целью является оказать давление на Японию. Сейчас в США меняется администрация, а значит, меняется и политика в регионе, будут решаться вопросы относительно американского контингента в разных местах дислокации», — пояснила эксперт.
По мнению специалиста, не исключено, что таким образом уходящая команда Дональда Трампа пытается усложнить работу новой администрации. Некоторые президенты США поступали подобным образом. «В США серьезный раскол общества. Новые власти будут в первую очередь заниматься решением гигантских внутренних проблем. Администрация Байдена будет стараться вновь укрепить серию альянсов в АТР: с Японией, Австралией, Южной Кореей, отчасти с Индией и выстраивать в регионе систему стратегических противовесов растущему влиянию Китая», — добавила Чудинова.
15 ноября в Азии создали крупнейшую в мире зону свободной торговли. Соглашение подписали представители десяти стран — участниц АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины), а также Китая, Японии, Южной Кореи, Австралии и Новой Зеландии. Для участников этого документа будут действовать сниженные торговые пошлины. К тому же это первый договор о свободной торговле Японии с Китаем и Южной Кореей одновременно. «Это соглашение о свободной торговле будет резко усиливать позиции Китая. Вашингтон туда не входит, — указывает Чудинова. — В будущем США могут вернуться к идее вступления в региональные многосторонние соглашения о свободной торговле, иначе они останутся в стороне от экономической интеграции в АТР».
Известия. 06.12.2020