Лукашенко заподозрили в желании стать Генсеком

Антон Ходасевич


Под давлением международного сообщества Александр Лукашенко создает видимость конституционной реформы. Ее общие контуры он раскрывает намеками. Эксперты полагают, что Лукашенко намерен возродить систему советского госуправления.

Тему переустройства госуправления Лукашенко развивает с понедельника (см. «НГ» от 08.12.20). Он заявил на совещании по экономике, что «на очередные пять лет основные принципы функционирования государства будут установлены съездом народа». Под «съездом народа» понималось Всебелорусское народное собрание (ВНС). Это изобретенное Лукашенко на третьем году президентства подобие съезда КПСС – 2,5 тыс. человек «от трудовых коллективов» собираются раз в пять лет, чтобы единогласно проголосовать за программу социально-экономического развития на пятилетку.

Разумеется, что доярки, учителя, матери-героини и прочие представители народа при этом не имели ни малейшего понятия о принимаемых документах, не принимали никаких реальных решений и ни за что не несли ответственности хотя бы потому, что такого органа, как ВНС, не существует в белорусской Конституции.

Во вторник Александр Лукашенко тему государственного устройства продолжил. «Всебелорусское народное собрание надо сделать конституционным органом. Чтобы был такой орган, который бы контролировал главные направления нашего развития», – заявил он, посещая районную больницу в городе Столбцы, что в 80 километрах от Минска. Из сказанного Лукашенко следовало, что делегатов на ВНС трудовые коллективы будут избирать на пять лет, работать они будут на общественных началах, но при этом «им будут подотчетны руководители парламента, министры и губернаторы». Этому органу планируется передать полномочия, которые Лукашенко обещает «снять» с президента. «В правительство и парламент эти полномочия не годятся. Куда их передвигать? Надо искать такой орган. А у нас есть Всебелорусское народное собрание. Поэтому некоторые полномочия придется передать», – заявил он, хотя еще совсем недавно говорил, что делиться полномочиями он будет с парламентом и правительством. Лукашенко уточнил, что ВНС не будет заменять собой парламент, он останется в его нынешнем виде.

«Очередной маразм», «абсурд», «бред» – это самые мягкие оценки, которые были даны белорусской активной общественностью планам государственного переустройства страны. «Чтобы понять всю абсурдность предложения, стоит вспомнить, что ВНС – не выборный, а целиком назначенный орган. Его деятельность, как и способ избрания, не регулируется никакими законами… на ВНС присутствуют не представители народа, а исключительно сторонники Лукашенко. ВНС – имитация народного представительства», – пишет в своем блоге политолог Валерий Карбалевич. «Да и вообще как может орган, который состоит из 2,5 тыс. человек и собирается раз в пять лет на 1−2 дня, выполнять функции президента? Это какой-то абсурд в квадрате», – считает эксперт.

Поскольку пока Александр Лукашенко не дал ответ на вопрос, каким образом этот странный орган будет руководить страной, местные аналитики начали строить предположения. «Теперь точно: Лукашенко идет на должность главы Политбюро ЦК КПСС», – написал в своем аккаунте в социальной сети политолог Андрей Елисеев. «Как же симптоматично, что из всех путей конституционной реформы Лукашенко, кажется, остановился на самом архаичном – вернуть в страну съезд КПСС и президиум ЦК, который он сам и собирается возглавить», – пишет в своем Telegram-канале политолог Артем Шрайбман. «Только ленивый политолог не сравнивал ВНС со съездами КПСС. Те тоже созывались раз в пять лет, а в перерывах между ними всем рулило политбюро во главе с генеральным секретарем. Леонид Брежнев правил так 18 лет, до самой кончины. Логично предположить, что и Лукашенко задумал пойти подобным путем – стать во главе прошедшего апгрейд ВНС, этакого «органа органов», превратиться в «дорогого Леонида Ильича» на белорусский манер», – полагает политический обозреватель Александр Класковский.

Напомним, что ранее представители белорусских властей, да и сам Александр Лукашенко, заявляли, что изменения в Конституцию будут приниматься на референдуме, однако сейчас, на фоне массовых протестов, продолжающихся четвертый месяц, очевидно, что референдум станет лишь триггером новых акций, а его итоги снова придется фальсифицировать.

«Суть всей этой игры АГЛ (Лукашенко. – «НГ») в том, чтобы при хорошем варианте он продолжил занимать и президентский пост, и пост главы президиума ВНС, а при плохом – формально передать президентскую должность с усеченными полномочиями человеку своей команды, например, тому же Головченко (Роман Головченко – премьер-министр. –«НГ») с сохранением за собой нового влиятельного конституционного статуса», – рассуждает Андрей Елисеев. Эксперт полагает, что «плохой» вариант может понадобиться, если такой якобы транзит власти не устроит Кремль или повысит протестную активность. «Всех надурить и якобы уйти, но остаться» – так Елисеев характеризует схему, придуманную Лукашенко. Ни о какой логике госуправления, ни об его эффективности речь, разумеется, не идет. Задача у Лукашенко одна – остаться у власти любой ценой. «Все эти метания, съезды, изменения в Конституции, фиктивные распределения полномочий не что иное, как попытка удержаться у власти на долгий срок и «выполнить» некие сочинские договоренности», – считает политолог Павел Усов.

Впрочем, эксперты в большинстве своем убеждены, что схема, придуманная Лукашенко, не сработает. «Какие бы хитрые комбинации ни придумывал Лукашенко, перед ним все равно стоят ребром вопросы легитимности и разрешения внутриполитического кризиса», – полагает Александр Класковский. «Исторический момент для относительно красивого, приличного ухода Лукашенко уже упустил. Сейчас внутрибелорусский кризис настолько глубок, что первому президенту, как видим, будет непросто реализовать любой план создания запасного политического аэродрома», – считает он. Более того, новая схема таит в себе новые опасности. «Важный вопрос, останется ли в новой Конституции пост президента. Если да, то кого бы Лукашенко ни назначил в преемники, конфликт между ними неизбежен», – рассуждает Артем Шрайбман.

Независимая газета. 09.12.2020

Читайте также: