Лукашенко повышает налоги, прикрываясь COVID
Антон Ходасевич
Белорусы будут платить за право выехать из страны на автомобиле, Парк высоких технологий и технопарк «Великий камень» могут лишиться части своих налоговых льгот. Власти готовятся к экономическому кризису, не рассчитывая на кредиты, отмечают эксперты. По их мнению, бизнес-климат уже все равно безнадежно испорчен, тогда как увеличение доходов бюджета укрепит позиции Александра Лукашенко.
Изменения в Налоговый кодекс, а также бюджет страны на будущий год нижняя палата парламента приняла в пятницу сразу в двух чтениях. Правительство не проводило никакого предварительного обсуждения проектов с деловым сообществом, как это бывало в прежние годы. Ожидается, что в ближайшие дни документы одобрит верхняя палата парламента и подпишет Александр Лукашенко.
Представляя проект изменений в Налоговый кодекс, министр финансов Юрий Селиверстов подчеркнул, что предлагаемое повышение налогов связано с необходимостью компенсировать расходы, направленные на борьбу с COVID-19. В числе изменений – повышение ставки налога на прибыль для операторов сотовой связи и электросвязи с 18 до 30%, ставки налога на прибыль для ломбардов – с 25 до 30%, ставки земельного налога и арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения торговых центров, в том числе автостоянок, обслуживающих эти ТЦ, с 0,7 до 1,5% от кадастровой стоимости. Кроме того, местные власти получают право повышать ставки налогов для индивидуальных предпринимателей и самозанятых до 4 раз. Также местным властям дано право вводить сбор за пересечение границы транспортными средствами максимальной массой до 5 т в размере трех базовых величин, что в данный момент составляет 81 белорусский рубль (около 2370 российских). Как следует из заявлений министра финансов, белорусские власти намерены отменить свое решение относительно неизменности условий работы Парка высоких технологий и технопарка «Великий камень». Во всяком случае, закрепленную ранее льготную ставку подоходного налога в 9% поднимают до общеустановленной 13%. Появится у белорусов и новый налог – транспортный. Его будут платить все автовладельцы. Он заменит собой транспортный сбор, который раньше необходимо было уплачивать при прохождении технического осмотра (ТО) автомобиля. В последние годы белорусы попросту бойкотировали этот сбор – они не проходили техническое обслуживание и соответственно не уплачивали сбор. Такая ситуация привела к тому, что на улицах страны оказалось очень много автомобилей в технически неудовлетворительном состоянии, а поступления в бюджет по этой статье заметно упали. Отвертеться от уплаты налога будет гораздо сложнее.
Несмотря на увеличение налоговой нагрузки, бюджет на 2021 год, который депутаты палаты представителей одобрили без замечаний и вопросов, остается дефицитным. Разница между доходами и расходами составит 4 млрд белорусских рублей, или 2,6% ВВП.
Напомним, что последние несколько лет правительство Белоруссии вместе с деловым сообществом активно работали над налоговой реформой в сторону упрощения системы и снижения налоговой нагрузки. Не все предложения делового сообщества власть приняла, однако определенных уступок добиться удалось. Вошедшие в конфронтацию с обществом вообще и бизнесом в частности власти об этом уже и не вспоминают, пытаясь лихорадочно решить задачу наполнения бюджета в условиях надвигающегося экономического кризиса.
В прежние времена, когда власть принимала подобные непопулярные решения, эксперты в первую очередь говорили об угрозе для бизнес-климата и снижении инвестиционной привлекательности страны. Сейчас Белоруссия уже растеряла все виды своей привлекательности, из страны уезжают отдельные специалисты и целые бизнесы, поэтому фактор имиджевых потерь потерял актуальность. «Поскрести по сусекам и выгрести все, до чего дотянешься, – так можно охарактеризовать эти новости. Такое впечатление, что власти прошерстили все налоговые статьи и подняли ставки везде, где только можно выжать дополнительные деньги. Так как людям и компаниям сложно отказаться от уплаты налогов, то можно понять резон властей и их надежды», – комментирует ситуацию старший научный сотрудник BEROC Лев Львовский. В своем комментарии на сайте организации эксперт отмечает, что такой уровень повышения налогов не заставит людей уехать немедленно, а бизнес закрыться сразу же, а это значит, что налоги в течение ближайшего времени поступят в бюджет. «Власти попытались повысить их (налоги. – «НГ») так, чтобы бизнес смог это пережить хотя бы в следующем году, а если и изменит свое решение о том, где ему работать, то хотя бы не так быстро», – считает эксперт. Также, по его мнению, использование столь непопулярных методов решения экономических проблем, как повышение налогов, можно объяснить отсутствием надежд на российские кредиты. «Нужно день простоять да ночь продержаться, не важно, что там будет с ростом, лишь бы не разориться в следующем году», – излагает Лев Львовский возможную логику белорусской власти.
Несостоятельными называют эксперты отсылки власти к необходимости компенсировать потери от борьбы с коронавирусной инфекцией. Во-первых, потому, что никаких особых мер в Белоруссии из-за этого не принималось, во-вторых, потому, что есть другая, более важная проблема – глубочайший политический кризис. Говоря о влиянии эпидемии, власти на самом деле просто уходят от необходимости признавать политический кризис. Имея цель – подавить протесты любой ценой, в Белоруссии подвергают репрессиям целые отрасли экономики, отдельные предприятия, топ-менеджмент компаний крупных налогоплательщиков и уникальных специалистов. В белорусской столице массово закрываются кафе и рестораны. Не только потому, что собственники попадают под репрессии, но и потому, что из-за политического кризиса и эпидемии коронавируса людям не до праздников и не до ресторанов. Даже не дожидаясь отмены налоговых льгот, страну из-за массовых репрессий покидают резиденты ПВТ и отдельные программисты. Население сократило потребление и активно забирает деньги из банков. Эксперты называют скромным пакет экономических санкций, принятый ЕС на прошлой неделе, однако и он будет иметь какой-то эффект. Все эти факторы медленно, но уверенно подтачивают экономику страны.
При этом никуда не делись старые проблемы экономики. Например, большой госдолг и неэффективный госсектор. Эксперты не исключают, что правительству придется финансировать обслуживание госдолга и возврат кредитов из золото-валютного резерва, что негативно повлияет на финансовую устойчивость. По состоянию на 1 ноября он составил 57,9 млрд белорусских рублей и с начала года увеличился на 29,3%. Внешний госдолг достиг 18,1 млрд долл., увеличившись с начала года на миллиард, или 5,8%. Это почти 30% белорусского ВВП. Возможности внешнего рефинансирования госдолга у Белоруссии в нынешней ситуации равны нулю, Россия также не торопится помогать.
«Как раньше, уже не будет никогда, а если говорить об экономике, – лучше уже не будет», – прогнозирует Лев Львовский. «В 2021 году налоговый кошмар быстро добьет модель Совок/Госплан вместе с инфляционным и девальвационным налогами. Будет ситуативное затыкание дыр в бюджете, затягивание поясов, затыкание носа из-за вони от разлагающихся бизнесов, а также затыкание ушей от топота ног, покидающих страну для спасения своих семей и остатков заработанного в последние четверть века капитала. Для Беларуси именно 2021 год будет той самой черной-черной ночью перед рассветом», – еще более категоричен экономист Ярослав Романчук.
Тем временем протесты в Белоруссии продолжаются пятый месяц. В минувшее воскресенье колонны белорусов с национальными флагами «гуляли» по районам белорусской столицы и других городов и поселков страны. Традиционно по дворам бегали силовики, задерживая отбившихся от колонны или случайных прохожих. На момент подготовки материала было задержано более 20 человек.
Независимая газета. 20.12.2020