Куба стала наблюдателем в ЕАЭС для углубления связей с Россией и Беларусью – кубинский эксперт
Давнее желание Кубы сблизиться с Евразийским союзом в качестве наблюдателя может уже скоро воплотиться в жизнь. Заявка Гаваны была предварительно одобрена Советом ЕЭК, а 11 декабря главы государств ЕАЭС вынесут окончательное решение о предоставлении островной республике нового статуса. Какие интересы преследовала Куба в стремлении быть наблюдателем в заокеанской интеграционной структуре и что изменится в двусторонних отношениях, когда республика им станет, в интервью «Евразия.Эксперт» оценил заместитель директора Центра исследований кубинской экономики (CEEC) в Гаванском университете Рикардо Торрес.
– Члены Совета ЕЭК одобрили предоставление Кубе статуса государства-наблюдателя в Евразийском экономическом союзе 30 октября. На ваш взгляд, какие возможности открывает для кубинской экономики этот статус?
– Этот новый статус в рамках ЕАЭС позволяет Кубе углубить [взаимодействие] с государствами-членами. Стоит иметь в виду, что экономические связи уже сильны, в первую очередь, с Россией и Беларусью.
Куба нуждается в увеличении экспорта на мировые рынки, особенно товаров и услуг, связанных с ее медицинским кластером. Кроме того, кредиты и иностранные инвестиции сейчас также не помешают.
Еще предстоит увидеть, смогут ли гости из этих стран стать основой растущего рынка. Россия уже им является.
– Какие отрасли, на ваш взгляд, должны быть приоритетными для сотрудничества на фоне распространения коронавируса?
– Куба обладает интересными возможностями в медицинской промышленности, в том числе в производстве успешной продукции.
Могут быть возможности для расширения предоставления медицинских услуг за счет развертывания [в странах ЕАЭС] медицинского персонала с острова.
– Основной отраслью кубинской экономики является сахарная промышленность, основной сельскохозяйственной культурой – сахарный тростник. В стране около 170 сахарных заводов. Как вы оцениваете перспективы создания совместных сахарных заводов с ЕАЭС?
– Сахарная промышленность была реструктурирована в начале 2000‑х гг. Основная возможность будет заключаться в том, чтобы Куба предложила свой совокупный опыт в ответ на спрос со стороны этих рынков.
– Сегодня Куба нуждается в развитии инноваций и науки для решения накопившихся проблем в стране и улучшения экономических показателей, заявил президент республики Мигель-Диас Канель. Возможно ли российско-кубинское сотрудничество в этом направлении?
– Я считаю, что Кубе были бы интересны стипендии и специализированная подготовка в областях, представляющих взаимный интерес. В то же время, Куба обладает глубокими возможностями в области биотехнологии.
Основным ограничением кубинской стороны является финансирование, которое может быть предоставлено российской стороной.
Сотрудничество не только возможно, но и желательно. Хорошая стратегия могла бы способствовать обменам в этой области на долгие годы.
– Что больше повлияло на экономику Кубы – санкции США или пандемия? Как кубинские власти справляются с этими двумя проблемами?
— Сейчас кубинская экономика переживает двойной шок: пандемию COVID19 и усиленные санкции США. В 2020 г. экономика сократится впервые за 26 лет. Правительство выдвинуло экономическую стратегию, направленную на открытие Кубы в качестве безопасного места для международных путешественников, стимулирование внутреннего производства продовольствия и ускорение экономических реформ.
– На ваш взгляд, какой будет внешняя политика США по отношению к Кубе при Байдене?
– Избранный президент Байден пообещал привести политику США в отношении Кубы в соответствие с видением, принятым администрацией Обамы. Туризм, денежные переводы и новая риторика являются естественными направлениями, в которых могут произойти изменения.
Тем не менее, это не произойдет легко или само собой. Большинство аналитиков прогнозируют, что после некоторых первоначальных шагов, администрация Байдена будет добиваться ответных действий от кубинского правительства.
Евразия.Эксперт. 01.12.2020