Карабаху вручили новую повестку
Сергей Строкань; Айк Халатян, Ереван
Новый глава МИД Армении Ара Айвазян, прибывший с двухдневным рабочим визитом в Россию, в понедельник провел переговоры с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. Министры обсудили реализацию договоренностей по Нагорному Карабаху, достигнутых лидерами России, Азербайджана и Армении. По итогам встречи стороны заявили, что договоренности от 9 ноября создают все условия для долгосрочного урегулирования, однако, как уточнил Сергей Лавров, «конфликт только выходит из горячей фазы». В свою очередь, Ара Айвазян решал в Москве непростую задачу: подтвердить дееспособность армянского руководства, поставленную под сомнение оппозицией, которая обвиняет премьер-министра Никола Пашиняна в поражении и провале политики Еревана на российском направлении.
Переговоры нового главы МИД Армении Ары Айвазяна в Москве стали уже второй его личной встречей с Сергеем Лавровым. Предыдущая состоялась 21 ноября, в ходе визита российской межведомственной делегации в Ереван, проходившего всего через три дня после неожиданной смены главы МИД Армении.
Отправляя в отставку Зограба Мнацаканяна, премьер-министр Армении Никол Пашинян тогда заявил, что «переговорный процесс необратимо вел к сдаче территорий», включая передачу Азербайджану Шуши — второго по величине города Нагорного Карабаха.
Однако, по версии прежнего руководства МИД Армении, ни на одном из этапов вопрос о сдаче Шуши не обсуждался.
Высказывания Зограба Мнацаканяна, противоречащие утверждениям Никола Пашиняна, привели к отставке главы МИД Армении. В критический момент дипломатическое ведомство возглавил Ара Айвазян, до этого успевший поработать послом в Литве, Латвии и Эстонии, а также в Мексике, Коста-Рике, Гондурасе, Гватемале, Панаме и на Кубе. Вскоре после вступления в должность он сделал резонансное заявление о том, что «на дипломатическом поприще у Армении не было провалов», а провал произошел на поле боя из-за несопоставимого соотношения сил в пользу противника.
Обозначая повестку переговоров в Москве, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала их главной темой «реализацию заявления лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября с акцентом на оказание гуманитарного содействия, восстановление инфраструктуры, разблокирование транспортных коридоров в регионе». Одной из неотложных задач российская сторона признала обмен военнопленными и телами погибших.
Как заявили в МИД РФ, эта тема находится на контроле российской миротворческой миссии, которая участвует в поисках с использованием современных технических средств.
Еще одной темой переговоров в Москве стал вопрос о ходе возвращения беженцев в Нагорный Карабах (всего с начала миротворческой операции в места постоянного проживания вернулись более 33 тыс. мирных жителей).
Российская сторона исходит из того, что значительную роль в решении гуманитарных вопросов должен сыграть созданный 13 ноября в соответствии с указом президента Владимира Путина межведомственный центр гуманитарного реагирования, призванный, в частности, заниматься восстановлением инфраструктуры и разблокированием транспортных коридоров.
На совместной итоговой пресс-конференции со своим армянским коллегой Сергей Лавров сообщил, что в Москве рассчитывают сделать центр гуманитарного реагирования в Нагорном Карабахе международным, подключив к его работе Ереван и Баку.
«Сейчас обсуждаются практические вопросы такой инициативы, в ее реализации будут участвовать многие российские министерства и ведомства»,— отметил Сергей Лавров.
Оценивая ситуацию в зоне конфликта после трехсторонних договоренностей лидеров России, Азербайджана и Армении, глава МИД РФ заявил: «Мы едины в том, что подписание заявления от 9 ноября создает все необходимые условия для долгосрочного урегулирования нагорно-карабахского конфликта на справедливой основе в интересах армянского и азербайджанского народов, в интересах стабилизации ситуации на Южном Кавказе». Впрочем, Сергей Лавров счел необходимым напомнить: «Мы только-только находимся на выходе из горячей фазы конфликта вокруг Нагорного Карабаха».
В свою очередь, на итоговой пресс-конференции с Сергеем Лавровым Ара Айвазян сделал особый упор на вопросе обмена пленными и телами погибших.
«Вопрос поиска пропавших военнослужащих, обмен пленными и телами погибших является очень чувствительным и требующим скорейшего разрешения. Это особенно актуально в свете поступающих сведений о многочисленных и подтвержденных фактах варварского в прямом смысле этого слова обращения с военнопленными и не только. К числу таких вопросов относится и вопрос сохранения армянских религиозных и культурных объектов»,— подчеркнул он.
По словам Ары Айвазяна, армянская сторона также рассчитывает на продолжение дискуссий, которые были начаты в Ереване во время визита российской межведомственной делегации 21 ноября.«Готовы уделить должное внимание таким вопросам, как функционирование миротворцев России, создание условий для возвращения беженцев, дальнейшие шаги по оказанию гуманитарной помощи населению, логистические вопросы, в том числе и в контексте восстановления объектов инфраструктуры»,— сообщил господин Айвазян.
Обращает на себя внимание, что на совместной пресс-конференции глав МИД России и Армении не прозвучало ни одного слова о будущем статусе Нагорного Карабаха, который по прежнему остается яблоком раздора между Ереваном и Баку.
Выступая на прошлой неделе на заседании Совета глав МИДов стран—членов ОБСЕ, Ара Айвазян заявил, что долгосрочное урегулирование в регионе должно включать «статус Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха.— “Ъ”) на основе реализации права на самоопределение». К вопросу о статусе Нагорного Карабаха Ара Айвазян обратился и в интервью агентству «Арменпресс» накануне визита в Москву. «Примененная грубая военная сила против народа Арцаха еще более укрепила опору признания права народа Арцаха на самоопределение, и в этом направлении мы становимся свидетелями некоторых новых подходов»,— заявил он.
В свою очередь, азербайджанская сторона считает вопрос о статусе Карабаха закрытым.
В стране стала крылатой фраза президента Ильхама Алиева, который в обращении к нации после поражения Армении заявил: «Ну что, Пашинян? Где твой статус?»
А пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос, не изменилась ли позиция России по статусу Нагорного Карабаха, на прошлой неделе указал на то, что позиция Москвы осталась неизменной, напомнив о «соответствующих резолюциях Совета Безопасности ООН, достаточно давних». «Россия ничего не меняла, собственно, ни одна страна не меняла. Собственно, и президент Путин говорил, что сам по себе Карабах… он не признавался, он не был признан даже самой Арменией, об этом говорил президент Путин»,— пояснил Дмитрий Песков (принятая в 1993 году резолюция №853 Совбеза ООН подтверждает суверенитет и территориальную целостность Азербайджана и всех других государств в регионе).
Сложность дипломатической миссии Ары Айвазяна в Москве была обусловлена тем, что его переговоры с Сергеем Лавровым проходили в экстремальной ситуации, когда армянская оппозиция обвиняет премьер-министра Пашиняна в утрате контроля над ситуацией и требует его отставки до 12 часов вторника (см. “Ъ” от 7 декабря).
Таким образом, отправляясь в Москву, Ара Айвазян не мог быть полностью уверенным в том, что после его возвращения в Ереван Никол Пашинян будет оставаться в своем кресле.
Одна из главных претензий, которую армянская оппозиция предъявляет премьеру Пашиняну,— провал политики на российском направлении. Заявляя о «необходимости быстрой смены власти в Армении», экс-президент Роберт Кочарян мотивировал это тем, что в стране «должна быть власть, которая имеет абсолютное доверие в правильном построении отношений с Россией». А единый кандидат от оппозиции на должность премьера экс-премьер Вазген Манукян призвал «восстановить отношения с союзниками», которые потеряли доверие к Еревану.
Впрочем, по итогам переговоров Сергей Лавров дал понять, что российская сторона полностью доверяет нынешнему руководству Армении и готова продолжать с ним работать. «Ара Генриевич любезно пригласил меня посетить Ереван в очередной раз. Я с удовольствием приеду. По срокам договоримся дополнительно»,— сообщил Сергей Лавров.
Коммерсантъ. 08.12.2020