Эксперты обсудили перспективы развития ситуации в АТР в 2021 году
24 декабря 2020 г. в Российском совете по международным делам (РСМД) в дистанционном формате состоялся круглый стол «Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион в 2021 г.».
В мероприятии приняли участие программный директор РСМД Иван Тимофеев, заведующий Сектором международных военно-политических и военно-экономических проблем ЦКЕМИ НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИДВ РАН, член РСМД Василий Кашин, руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев, доцент кафедры востоковедения, научный сотрудник Центра комплексного китаеведения и региональных проектов МГИМО МИД России Анна Киреева, доцент кафедры востоковедения, ведущий эксперт Центра АСЕАН МГИМО МИД России Екатерина Колдунова и старший научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Алексей Куприянов. Модератором встречи выступила программный менеджер РСМД Ксения Кузьмина.
Эксперты оценили перспективы развития ситуации в регионе в 2021 г. с учетом основных тенденций 2020 г. Прежде всего, это пандемия COVID-19, которая затронула весь мир, и АТР не стал исключением. В то время как ряд стран региона смогли довольно быстро сдержать распространение заболевания (Китай, Южная Корея, Вьетнам), некоторые государства при регистрации умеренного количества заражений старались избегать крайних ограничений (Япония), другие же оказались не столь успешны в противодействии болезни (Индия, Индонезия, Филиппины). В 2021 г., по мнению специалистов, можно ожидать продолжения взаимодействия по данной проблематике как в двустороннем формате, так и на существующих многосторонних площадках, в том числе при участии России.
Важной темой дискуссии стала динамика противостояния США и Китая, а также давление, оказываемое Соединенными Штатами на Россию и региональных игроков. Эксперты пришли к выводу, что американо-китайская торговая война и противоречия в других сферах значительно углубились. Вашингтон использует в качестве инструментов воздействия преимущественно финансовые и технологические ограничения. В последнее время отмечается институционализация ответных мер Пекина, направленных против США и их партнеров.
Значительным достижением 2020 г. для региона стало подписание соглашения о Всестороннем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП). По данному вопросу эксперты расходятся во мнениях: некоторые отмечают ключевую роль Китая в инициативе, другие не умаляют заслуг Японии, стран АСЕАН и других игроков. России следует воспользоваться этой возможностью и постараться максимально диверсифицировать связи с региональными партнерами, в перспективе прорабатывая вопрос присоединения к ВРЭП и, возможно, Транстихоокеанскому партнерству.
Не обошли вниманием эксперты и вопросы внедрения зеленых технологий, упомянув в программы по декарбонизации, которые реализуют Китай и Япония.
2020 г. был во многих отношениях сложным для региональных государств. На Японию серьезное влияние оказало нарушение цепочек добавленной стоимости, в результате которых потребовались серьезные финансовые вливания в экономику страны. Наблюдалось значительное снижение экспортного спроса на японские товары, что стимулировало японские ТНК начать возвращение производства на территорию страны. Решению данной проблемы могло бы способствовать стимулирование внутреннего спроса и дальнейшее проникновение на рынок Китая, в том числе с помощью договоренностей в рамках ВРЭП. Смена администрации после длительного правления С.Абэ также стала важным событием как для самой Японии, так и для региона в целом. В качестве достижений упоминаются сохранение крепкого альянса с США, несмотря на отказ от планов по размещению на территории страны американских ПРО, и оформление концепции Индо-Тихоокеанского региона, а также продолжение курса на сотрудничество с Россией. Среди промахов были отмечены тупик на корейском направлении и нерешенность территориального вопроса. В будущем можно прогнозировать сохранение курса на либерализацию торговли, включая укрепление связей Японии с Индией, Австралией, странами АСЕАН (особенно имеющими выход к Южно-Китайскому морю) и Европейским союзом, а также новые попытки Токио вовлечь Пекин в многостороннее взаимодействие на равных условиях.
Для Индия уходящий год также был не лишен трудностей. Дели концентрировался не только на поддержании стабильной ситуации в стране, но и на оказании помощи другим государствам Южной Азии, традиционно входящим в зону индийских интересов. Напряженные отношения с Китаем все больше подталкивали Индию к сотрудничеству с США и другими партнерами по «ромбу безопасности». Эксперты считают возможным нарастание индийско-китайской конфронтации в будущем. В контексте взаимодействия Индии с Россией отмечалась важность внимания к озабоченностям Дели со стороны Москвы. Российско-индийская торговля характеризуется невысокими показателями. Перспективными с этой точки зрения представляются сотрудничество на рынке третьих стран и усиление военно-технической составляющей связей.
Для АСЕАН уходящий 2020 г. прошел под председательством Вьетнама, традиционного партнера России, однако качественных изменений во взаимодействии он не принес. Например, не состоялось подписание соглашения о стратегическом партнерстве с Индонезией, были отложены запланированные визит на высшем уровне и поставки Су-35. По оценкам экспертов, санкции Запада выступают главной причиной осторожной позиции стран региона в отношениях с Россией. Москва всегда поддерживала главенствующую роль АСЕАН в Юго-Восточной Азии. Остается надеяться, что в 2021 году, который станет юбилейным для установления Диалогового партнерства России с Ассоциацией, страны смогут реализовать наработки на перспективных направлениях взаимодействия, в частности в сферах фармацевтики, медицины и передовых технологий.
РСМД. 24.12.2020