Брюссель подготовил для Лукашенко пакет по наводке Тихановской

Антон Ходасевич


В третий санкционный список попали 29 человек и 7 предприятий. Изначально в списке было 70 бизнесменов. Некоторые белорусские предприниматели смогли «отбиться» от европейских санкций, апеллируя к потерям европейского бизнеса.

Новый санкционный список в отношении Белоруссии Комитет постоянных представителей ЕС (COROPER II) одобрил на своем заседании 16 декабря. «Послы ЕС одобрили новые санкции по Беларуси. 29 человек, 7 предприятий. Будет опубликовано завтра в Официальном журнале ЕС», – написал в своем аккаунте в социальной сети брюссельский корреспондент Радио «Свобода» Рикард Юзвяк.

Пока официальной информации нет, неизвестно, кто именно в санкционном списке. «Санкции утверждаются только после завершения всех формальных процедур по их принятию, этого пока еще не произошло. Все остальное – это внутренние процедуры (принятие решений), которые мы никогда не комментируем. После официального принятия санкций мы сделаем соответствующее заявление», – прокомментировал ситуацию белорусскому информационному агентству БелаПАН пресс-секретарь Европейской службы внешних действий Петер Стано.

«Евросоюз одобрил третий пакет санкций против режима в Беларуси», – сообщил также Telegram-канал Светланы Тихановской. В сообщении говорится о том, что это не последний пакет санкций в отношении белорусских властей – следующий будет обсуждаться в начале следующего года. «Сегодня Светлана Тихановская встречалась с министром иностранных дел ЕС Жозепом Боррелем, они обсудили новые санкции и помощь для Беларуси. Речь также шла о более жестких точечных экономических санкциях против пособников Лукашенко и компаний, которые репрессируют рабочих за их политические взгляды», – говорится в сообщении.

Напомним, что первый пакет санкций был принят 2 октября. В нем были 40 чиновников, причастных к фальсификации выборов и актам насилия в отношении мирных граждан. Самого Александра Лукашенко в этом списке не было, что в ЕС объясняли желанием оставить возможность для диалога. Затем в начале ноября список был дополнен еще 19 фамилиями, в том числе и Лукашенко. Два первых пакета предусматривают визовые санкции и заморозку активов тех, кто попал в санкционные списки.

Ситуация в Белоруссии после принятия первых двух визовых пакетов санкций не только изменилась, но и ухудшилась. Власти усилили репрессии в отношении протестующих граждан, а Александр Лукашенко дал понять, что ни на какой диалог он не пойдет. Лидеры протестующих выступили с инициативой ввести экономические санкции против компаний и бизнесменов, приближенных к власти.

Списки подпадающих под санкции готовились в режиме секретности. По неофициальной информации, изначально в них было около 70 человек, однако многие компании задействовали свой лоббистский потенциал и смогли убедить европейских партнеров в том, что их включение в санкционный список будет чревато потерями и для них самих. В СМИ в связи с этим, в частности, фигурировала фамилия собственника «Санта-Бремор» Александра Мошенского. Сообщалось, что он смог доказать Исландии, из которой импортирует рыбу, что удар по его компании ударит и по исландскому бизнесу. Представитель Литвы в Европарламенте Андрюс Кубилюс обещал, что евродепутаты назовут те компании, которые лоббировали свои интересы через своих европейских партнеров.

Противники Лукашенко, находящиеся за рубежом, были более категоричны в отношении жесткости санкций. Они инициировали дискуссию по поводу отключения Белоруссии от международной системы SWIFT. На созданной оппонентами власти платформе «Голос» было организовано голосование на этот счет. Участие в нем приняли 406 тыс. человек, из которых 64% высказались за отключение, 17% – против, остальные затруднились ответить. Экономические эксперты склонялись к тому, что это больше нанесет вреда, чем окажет воздействия на режим. «Если речь идет действительно об отключении всей банковской системы, то в моменте это повлечет за собой коллапс практически любых банковских переводов, платежей, соответственно внешнеэкономической деятельности», – заявляла, в частности, академический директор BEROC Катерина Борнукова. По ее словам, остановятся многие процессы и внутри страны, однако возможность найти какую-то, может быть, частичную замену SWIFT есть. Например, платежная система «Мир». Однако тут Белоруссию подстерегает другая опасность – еще большая зависимость от России. Да и никакой гарантии падения режима в результате отключения SWIFT нет, констатировали эксперты. «Есть риск, что мы останемся в той же политической реальности, просто беднее», – сказала Катерина Борнукова. По данным неофициальных источников, идею отключения Белоруссии от SWIFT не поддержала ни одна европейская страна. Да и в целом, как отмечала в одном из своих интервью Светлана Тихановская, европейские лидеры весьма осторожны в этом вопросе и «всегда оглядываются на Россию». «Они выражали свою озабоченность, свою солидарность – на самом деле они ничего не могут сделать», – сокрушалась она по поводу того, как медленно и сложно идет процесс согласования экономических санкций.

Гораздо проще и быстрее принимаются решения относительно проявления солидарности и моральной поддержки. В среду 16 декабря белорусские протестующие получили очередную такую поддержку. В Европарламенте прошла церемония вручения премии имени Сахарова «За свободу мысли». «Победителями премии в этом году стали лидеры демократической Беларуси и весь белорусский народ», – сообщает Telegram-канал Светланы Тихановской. Премию вручил президент Европарламента Давид Сассоли. «Мы обязаны победить, и мы победим», – заявила Светлана Тихановская в своей речи в Европарламенте на вручении премии.

Пока не опубликован список компаний и бизнесменов, подпадающих под санкции, эксперты не берутся комментировать их возможную эффективность. Относительно ранее принятых санкций эксперты высказывались весьма скептически, подчеркивая их символический характер. «Не думаю, что решения ЕС сильно повлияют на белорусские власти. Неприятно немножко, но не более того», – заявлял «НГ» политолог Валерий Карбалевич. «У Макея (Владимир Макей – глава МИД Белоруссии. – «НГ») есть восхитительные фразы, что позиция ЕС может отразиться на внутриполитическом положении Беларуси. То есть в качестве ответа мы можем начать еще более жестокие репрессии против белорусов», – обращал он внимание на возможные последствия санкций внутри страны. Что касается внешней политики на западном направлении, то она, по мнению эксперта, и так разрушена, а значит, опасаться тут уже нечего.

Независимая газета. 16.12.2020

Читайте также: