ВВП уже не тот
Алексей Шаповалов
Согласно первой оценке Росстата, в третьем квартале 2020 года экономика России сжалась на 3,6% в годовом выражении. Такой спад оказался более чем вдвое меньшим, чем во втором квартале, из-за снятия основных ограничений в потребительском секторе, хорошего урожая и пересмотра результатов в промышленности. О том, как чувствовала себя экономика «квартал к кварталу», судить пока сложно в силу крайне нестандартных календарных эффектов во втором квартале. Однако аналитики сходятся в том, что третий квартал не компенсировал падения экономики во втором. В четвертом же ВВП может вернуться к снижению, масштабы которого пока неясны.
Производственным методом и на основе предварительных данных Росстат оценил спад ВВП в третьем квартале в 3,6%. Такая оценка совпала с консенсус-прогнозом «Интерфакса», попала в вилку прогноза ЦБ в 3–4% и оказалась чуть лучше ожиданий Минэкономики в 3,8%. «Стоит учитывать, что первая оценка ВВП осуществлена на данных крупных и средних предприятий, в то время как учет деятельности сектора МСП будет осуществлен только в середине следующего года, что может привести к корректировке показателей в сторону ухудшения, так как сектор МСП в большей степени пострадал от ограничительных мер»,— говорит президент Центра стратегических разработок (ЦСР) Владислав Онищенко.
Хотя секторальные данные о производстве ВВП будут доступны лишь в первой половине декабря 2020 года, уже сейчас можно судить об основных факторах, повлиявших на динамику экономики.
Прежде всего улучшению динамики послужило снятие ограничений на частное потребление.
По оценке аналитиков ING, это, а также социальные стимулы от государства замедлили спад потребления с 16% во втором квартале до 2,5% в третьем, что добавило 4 процентных пункта к росту ВВП. Еще 0,4 процентного пункта в плюс к динамике экономики в третьем квартале добавил положительный пересмотр Росстатом оценок промышленного производства (см. “Ъ” от 22 октября). Очевидно, что поддержку динамике ВВП оказывало и сельское хозяйство, которое в третьем квартале выросло на 2,7%.
Между тем о внутригодовой динамике экономики судить сложно. Замглавы Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ Олег Засов, долгое время возглавлявший департамент макропрогнозирования Минэкономики, оценивает рост ВВП в третьем квартале по сравнению со вторым (с учетом сезонных и календарных факторов) в 4,4% — после спада на 7,8% во втором квартале по сравнению с первым. Между тем, по оценке Росстата, за второй квартал с учетом сезонности ВВП сократился лишь на 3,2%. А такая существенная разница в оценках спада во втором квартале объясняется разными представлениями аналитиков о том, как учитывать особенности календарности в этот период. «Традиционные методы не учитывают удаленку и неполный рабочий день. Сколько было нерабочих дней во втором квартале и как их считать, до сих пор непонятно. Поэтому для оценки динамики ВВП с учетом особенностей второго квартала сначала нужно договориться об этом»,— уточняет главный экономист «ВТБ Капитала» Александр Исаков.
В то же время опрошенные “Ъ” экономисты убеждены, что отскок в четвертом квартале окажется заметно хуже ситуации третьего квартала. По оценке господина Засова, ВВП за квартал с учетом сезонности и календарности снова вернется к спаду на 0,6%.
«Дальнейший рост российской экономики будет зависеть от решений региональных властей по реагированию на вторую волну распространения пандемии и введению необходимых ограничительных мер. Сохранится негативное влияние внешних факторов — сокращение мирового спроса, повышение стоимости импортного оборудования из-за ослабления рубля, усиление ограничительных мер в зарубежных странах из-за ухудшения эпидемиологической ситуации»,— перечисляет Владислав Онищенко. В ЦБ же, комментируя октябрьскую инфляцию, говорят, что в среднесрочной перспективе более выраженным станет дезинфляционное влияние спроса, которое усиливается в связи с ухудшением эпидемической ситуации.
Коммерсантъ. 13.11.2020