Война не уходит одна

Кирилл Кривошеев; Айк Халатян, Ереван


В воскресенье азербайджанские войска собирались вступить на территорию Кельбаджарского района Нагорного Карабаха — первого из трех, откуда должны быть выведены армянские силы. Однако в связи с тем, что мирные жители не успевали покинуть этот район, в Баку согласились отложить ввод войск до 25 ноября. А в это время в Ереване разгорается острейшая политическая борьба: одного из оппонентов премьер-министра Армении Никола Пашиняна даже обвинили в подготовке покушения на премьера. В армянской оппозиции утверждают, что, нагнетая ситуацию, проигравший войну лидер пытается удержаться у власти.

Все в срок, кроме Кельбаджара

В воскресенье, 15 ноября, твердость трехстороннего соглашения о прекращении войны в Нагорном Карабахе предстояло проверить на практике. Напомним, что в документе, подписанном в ночь на 10 ноября президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, премьером Армении Николом Пашиняном и президентом России Владимиром Путиным, есть пункты о передаче Агдамского, Лачинского и Кельбаджарского районов под контроль Азербайджана до 1 декабря. В субботу, 14 ноября, российский президент созвонился с армянским и азербайджанским коллегами, чтобы обсудить «практические аспекты реализации договоренностей».

«Выражено удовлетворение тем, что режим прекращения огня соблюдается, а обстановка на линии соприкосновения достаточно спокойна»,— сообщила пресс-служба Кремля. В Минобороны РФ проинформировали, что российские миротворцы уже разместили в Нагорном Карабахе свой штаб, а к 20 ноября в Степанакерте будет сформирован Межведомственный центр гуманитарного реагирования. Там, в частности, будут базироваться сотрудники МЧС России, которые прилетели в Ереван в воскресенье.

Стоит отметить, что российские военные взаимодействуют со всеми сторонами, в том числе с властями НКР.

Так, в воскресенье председатель парламента непризнанной республики Артур Товмасян и делегация военной прокуратуры Южного военного округа РФ обсудили процедуру обмена военнопленными и телами погибших военнослужащих. Процесс осуществляется при содействии Международного комитета Красного Креста.

Между тем еще в субботу стало ясно, что передать Азербайджану Кельбаджарский район в установленный срок не получится. А в воскресенье помощник президента Азербайджана по внешнеполитическим вопросам Хикмет Гаджиев сообщил на брифинге, что армянская сторона попросила отсрочку до 25 ноября и в Баку на это согласились. «Армянские власти передали эту просьбу через российскую сторону. Просьба о предоставлении отсрочки связана с недостаточной пропускной способностью единственной дороги, ведущей из Кельбаджарского района в Армению,— сказал господин Гаджиев.— Процесс вывода армянских войск и мирного населения, покидающего Кельбаджар, будет полностью контролироваться. В то же время вывод армянских формирований из Агдамского и Лачинского районов будет производиться по графику».

Дороги мирной жизни

Фактор транспортного сообщения, который упомянул Хикмет Гаджиев, действительно играет важную роль: без уступок по этому вопросу никаких договоренностей между сторонами просто не было бы. Напомним, что одна дорога из Еревана в Степанакерт проходит мимо Шуши, которую с 7 ноября контролируют азербайджанские военные, а вторая — через Кельбаджарский район. Проезд армян мимо Шуши проходит под контролем российских миротворцев — только в воскресенье они сопроводили по этой дороге 19 автобусов с армянскими жителями, возвращающимися из Армении в Карабах. С Кельбаджарским районом все сложнее: он формально не входит в зону миротворческой операции, и будущий порядок проезда через него точно неизвестен. Как уточнил начальник управления международного военного сотрудничества Минобороны Азербайджана Гусейн Махмудов, азербайджанские войска разместятся как на государственной границе с Арменией, так и вдоль линии размещения российских миротворцев. Они войдут в район с севера — из соседних Гёйгёльского и Дашкесанского районов Азербайджана.

Тем не менее, как утверждают власти самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики (НКР), несмотря на передачу района Азербайджану, дорога через него, соединяющая Ереван и Степанакерт, будет открыта для армян «еще месяц».

Об этом 14 ноября заявил армянскому порталу Factor советник президента НКР Давид Бабаян. Получить комментарий о том, как именно власти НКР обеспечат движение армян через Кельбаджар после 25 ноября, “Ъ” не удалось.

Несмотря на удачный компромисс по поводу дорог, без претензий в адрес Еревана в Баку не обошлись. Как отметили Хикмет Гаджиев и Гусейн Махмудов, покидающие район армяне не только сжигают свои дома, чтобы те не достались азербайджанцам, но и вырубают леса, провоцируя «экологическую катастрофу». Видео с горящими домами стали появляться в Telegram-каналах еще несколько дней назад, а армянский портал «Инфотека 24» опубликовал и вовсе шокирующее сообщение: якобы вместе с личными вещами люди увозят и гробы родственников, вырытые из могил.

Отдельно господин Гаджиев упомянул Тигранакерт — зону археологических раскопок в Агдамском районе, где, по данным армянских историков, располагался город, основанный в I веке до нашей эры и названный в честь царя Великой Армении Тиграна II. «Есть попытки увезти в Армению то, что было найдено во время раскопок. Это нарушение международных законов»,— сказал он.

Опасения, что азербайджанцы будут осквернять армянские могилы, храмы и памятники культуры, звучат в Армении постоянно, и они не прошли незамеченными в Кремле.

В беседе со своим азербайджанским коллегой 14 ноября Владимир Путин «подчеркнул важность обеспечения сохранности и нормальной церковной жизнедеятельности» армянских святынь. «Президент Азербайджана проявил на этот счет понимание и сказал, что именно в таком ключе будет действовать азербайджанская сторона»,— сообщает пресс-служба Кремля. При этом главная христианская святыня Кельбаджарского района — монастырь Дадиванк, построенный в XIII веке, взят под охрану российских миротворцев — это самая западная точка их зоны контроля, вглубь района они заходить не будут. «Старший сказал христиан защищать»,— сказал корреспонденту РБК дежурящий возле монастыря капитан российской армии. Поводом для дополнительной осторожности могли стать кадры из Шуши — там на стене собора появились надписи с названиями азербайджанских городов и сел, откуда, видимо, были призваны сделавшие их военнослужащие. В Армянской апостольской церкви это осудили, назвав «открытым вандализмом и проявлением нетерпимости». Однако в подлинности снимка, а точнее, скриншота из видео, есть сомнения. На фотографии видно надпись «11.10.2020», но 11 октября азербайджанские солдаты еще не вошли в Шушу. Если же имеется в виду 10 ноября, но такой формат даты — «месяц, день, год» распространен только в США.

Покушение на проигравшего

Тем временем в Ереване разворачивается ожесточенная политическая борьба, в которой власть, по утверждению оппозиции, использует уголовные обвинения против оппонентов. Так, суд первой инстанции Еревана подтвердил задержание командира добровольческого отряда «Ашот Еркат» Ашота Минасяна — его обвиняют в подготовке покушения на Никола Пашиняна. По данным следствия, он действовал вместе с экс-главой Службы национальной безопасности Армении Артуром Ванецяном, который после ухода в отставку стал одним из главных политических противников премьер-министра. «Все это надо рассматривать не в правовом, а политическом контексте»,— заявил журналистам адвокат арестованного командира Арам Вардеванян.

Самому Артуру Ванецяну пока не выбрали меру пресечения, хотя он обвиняется по той же статье. «Естественно, Ванецян не признал себя виновным. Мы потребовали организовать очную ставку со всеми лицами, кто предположительно мог бы свидетельствовать против него»,— заявила адвокат бывшего главы спецслужбы Лусине Саакян.

«Аресты связаны с тем, что власть находится в шатком состоянии и поэтому пользуется инструментарием военного положения со всеми его ограничениями,— пояснил “Ъ” армянский политолог Грант Микаелян.— Пока что это позволяет серьезно сдерживать рост внутриполитической напряженности. Но достаточно ли будет такой меры в будущем — уже вопрос».

Кроме того, в столице продолжаются митинги — их устраивают политические силы, выступающие за отставку Никола Пашиняна, то есть практически все оппозиционеры. «У Армении есть один путь для спасения — это путь без Никола Пашиняна»,— заявил “Ъ” бывший вице-спикер парламента, представитель Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов.

Коммерсантъ. 16.11.2020

Читайте также: