Приступ агрессии: почему в Донбассе разгорается новый конфликт

Игорь Кармазин


Никогда такого не было, и вот опять. Перемирие в Донбассе, которое объявили в июле, сменяется новым обострением. Жертвами украинских обстрелов уже стали несколько военнослужащих ДНР, в том числе командир стрелкового батальона. Не удалось добиться и прогресса на переговорах. Киев предложил дорожную карту урегулирования, которая противоречит Минским договоренностям. Украинские переговорщики не стесняются в выражениях, сравнивая Донбасс с опухолью. «Известия» разбирались в причинах и возможных последствиях ухудшения ситуации.

Жизнь под прицелом

Бессрочное перемирие в Донбассе объявили 27 июля, и режим прекращения огня соблюдался рекордно долго. В начале октября в ОБСЕ сообщили, что с начала перемирия ни один гражданский не погиб, не получил ранений. «При наличии политической воли можно достичь конкретных результатов на местах», — говорил глава специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Яшар Халит Чевик.

С конца октября, однако, на линии соприкосновения фиксируется все больше нарушений. 29 октября украинские военнослужащие запустили на позиции ДНР ударный беспилотник. Ополченцы летательный аппарат сбили, но тот успел сбросить взрывное устройств. «С прискорбием сообщаем, что при срабатывании боеприпаса погиб защитник нашей республики», — говорится в сообщении народной милиции ДНР.

6 ноября украинские военнослужащие обстреляли автобус с сотрудниками Донецкой фильтровальной станции. Затем накрыли огнем позиции ДНР в окрестностях городка Ясиноватая. Жителям прифронтовых поселков впервые за последние месяцы пришлось спуститься в укрытия, а военнослужащие понесли потери. В народной милиции сообщили, что погибли боец и офицер, командир стрелкового батальона капитан Андрей Панькин, позывной Марик. В пресс-службе ДНР сообщили, что бойца застрелили на позиции, комбат Панькин попытался эвакуировать его тело, но сам попал под снайперский огонь.

Украинская сторона также сообщает об ухудшении ситуации. 8 ноября сообщалось, что в Луганской области погиб военнослужащий 80-й десантно-штурмовой бригады. Позже, правда, выяснилось, что место гибели находится в 65 км от линии соприкосновения, причиной смерти стало самоубийство. 11 ноября украинского военнослужащего доставили в больницу с огнестрельными ранениями.

Плановые работы

Для установления стабильного мира в Донбассе сторонам необходимо совместно двигаться к политическому урегулированию. Порядок действий давно прописан в Минских соглашениях, но договоренности не выполняются. В середине октября ДНР и ЛНР представили свой проект примирения. Дорожная карта республик сохраняет основные положения Минска, но есть и ряд важных отличий.

Предлагается, в частности, наделить республики особым статусом в составе Украины не навсегда, а до 2050 года. Второе отличие — изменение украинской конституции не увязывается с вопросом о передаче границы. Минские соглашения предписывают передать Киеву границу после вступления в действие обновленной конституции с закрепленным особым статусом. В дорожной карте этого нет. То есть республики предлагают компромиссный вариант, который вроде бы более приемлем для Киева.

Украинские власти, однако, инициативу ДНР и ЛНР проигнорировали. «Если мы упремся в ту последовательность, которая предусмотрена Минскими соглашениями, то этого фактически нельзя сделать», — заявил глава украинской делегации на переговорах Леонид Кравчук. Он представил свой план урегулирования. В украинской дорожной карте говорится о демилитаризации ДНР и ЛНР, при этом о выводе с сопредельных территорий украинских войск речи не идет.

Кроме того, Кравчук настаивает на том, что участок украино-российской границы в Донбассе должен перейти под контроль Киева до того, как Украина начнет выполнять политическую часть соглашений. Наконец, ни слова в плане Кравчука не говорится об особом статусе республик. Фактически республикам Донбасса предложено капитулировать. Видимо, Киев и не рассчитывает на реализацию своих предложений, просто торпедирует существующий переговорный формат.

Блогер с опухолью

Другие инициативы киевской стороны также свидетельствуют о желании подорвать процесс урегулирования. В конце октября спикером украинской делегации на переговорах стал блогер Алексей Арестович, который прославился дружбой с националистами и публикациями, восхвалявшими украинскую армию и разжигавшими войну. В частности, в 2015 году он говорил о незначительных потерях ВСУ в Дебальцевском котле. В 2017 году признался, что специально врал.

В начале ноября отличился вице-премьер Украины Алексей Резников. В телеэфире он сравнил Донбасс с опухолью. «Нам главное — не взять его обратно, как опухоль, с которой мы не знаем, что делать. Но мы понимаем, что у нас есть два варианта. Это больные территории, ментально в том числе. Есть вариант резекции полной, ампутации, или лечить», — сказал он. Чиновник при этом еще и занимает должность заместителя украинской делегации на минских переговорах.

Еще одну громкую инициативу подготовило украинское правительство. Кабинет министров внес в Верховную раду законопроект, разрешающий задерживать и отправлять на спецпоселение граждан с российскими паспортами. Правом выявлять граждан «страны-агрессора» хотят наделить СБУ. Местным властям предписывается выбирать территорию и создавать спецлагеря для принудительного поселения интернированных. Очевидно, что законопроект плохо согласуется с правами человека, может ударить по жителям Донбасса, которые получили российские паспорта.

С оглядкой на Карабах

Эксперты напоминают, что 25 октября на Украине прошли местные выборы. «Жители юго-восточных регионов Украины называют завершение войны ключевой задачей. Соответственно, до выборов власти демонстрировали стремление к миру. А теперь такая необходимость отпала», — говорит «Известиям» украинский политолог Андрей Золотарев. Он добавляет, что реально команда Зеленского продолжает политику Петра Порошенко.

Золотарев отмечает, что представители националистического лагеря вдохновились событиями в Карабахе. «Но сравнивать Карабах и Донбасс сложно. Украинская армия не в тех кондициях, чтобы захватить непризнанные республики. Думаю, Донбасс ждет новое обострение, но без большой войны. Конфликт продолжит тлеть», — подчеркивает собеседник.

Политолог Александр Семченко говорит, что украинские власти пытаются отвлечь граждан от внутренних проблем. «Перед украинским правительством стоит масса задач. Например, только в первом чтении принят бюджет, упал уровень промышленного производства, рухнули доходы граждан. Масса претензий по поводу использования коронавирусных денег. Но вместо реальной работы чиновники только имитируют бурную деятельность. Вбрасывают конфликтные инициативы, провоцируют разрастание гражданской напряженности. Делается все, чтобы люди не задавали неудобных вопросов», — уверяет эксперт.

Известия. 13.11.2020

Читайте также: