Минский марш заглушили шумовые гранаты

Антон Ходасевич


Воскресный марш протестующих против власти Александра Лукашенко за три месяца стал уже традиционным. Несогласных с властью разгоняют, травят газом, задерживают. А они все продолжают выходить на улицы с бело-красно-белыми лентами и требовать от Батьки: «Уходи». Однако Лукашенко уходить не собирается, обещает руководить страной еще 4,5 года и за это время изменить не только Конституцию, но и общую ситуацию в стране. А белорусы упорно выходят на улицы и «бьют в колокола».

В прошедшее воскресенье у метро «Пушкинская» вновь собрались протестующие. Их пытались разогнать, применив против слезоточивый газ и шумовые гранаты, а потом начались задержания. Силовики забирали людей и грузили их в стоящие рядом автобусы. Официальный представитель ГУВД минского горисполкома Наталья Ганусевич факт задержаний подтвердила.

Видео задержаний у станции метро опубликовало агентство Tut.by. Видно, как помимо омоновцев в форме и шлемах участников акции задерживают люди в балаклавах и черной одежде без опознавательных знаков.

Во дворах у метро «Пушкинская» силовики избили задержанного дубинками, сообщило Euroradio. Акции протеста также проходили и в других белорусских городах: в Гродно, Могилеве, Бресте, Вилейке, Новополоцке, Гомеле и Витебске.

15 ноября митинги в Белоруссии были посвящены памяти Романа Бондаренко, сообщила бывший кандидат на выборах президента Белоруссии, лидер белорусских протестующих Светлана Тихановская.

Как писала «НГ» (см. номер от 13.11.20), молодого человека избили в среду вечером, 11 ноября, во дворе дома «неизвестные в балаклавах», занесли в микроавтобус и увезли в Центральный РОВД города Минска. Спустя два часа оттуда его уже в коме забрала скорая. Роман Бондаренко дожил до восьми часов вечера четверга, 12 ноября. Как сообщали медики, у него была «тяжелая закрытая черепно-мозговая травма, острые гематомы на голове, кровоизлияние в мозг, травмы мягких тканей». Причина конфликта во дворе – бело-красно-белые ленты, которые были развешены на заборе, во дворе дома. «Неизвестные в балаклавах» приехали их снимать, местные жители, в том числе Роман, вышли во двор, чтобы защищать.

Последнее, что написал Роман Бондаренко в дворовом чате:    «Я выхожу». Очередной воскресный марш проходил именно под этим лозунгом. Белорусов призвали выразить свое отношение к власти, способной убивать людей из-за ленточек, массовым выходом на улицы. Акции в связи с произошедшим начались сразу после сообщения о смерти Романа. Во дворе, откуда его увезли, собрались тысячи людей, на подъездах к кварталу образовались пробки, сигналили автомобили. Горы цветов, ряды свечей во дворе росли все эти дни. Белорусы вышли на воскресный марш на фоне тяжелого эмоционального настроения, что было видно из сообщений в социальных сетях. С одной стороны, ими двигали злость, возмущение и готовность бороться и мстить. С другой – было четкое понимание, что власть продемонстрировала свою готовность убивать любого просто за ленточки.

Уже с утра 12-го власти озвучили свой главный тезис относительно произошедшего – «дворовая драка». Такой трактовки ситуации они продолжили придерживаться и после его смерти, добавив, что молодой человек был пьян и у него была «алкогольная интоксикация». Этот аргумент быстро опровергли медики, обнародовав медицинские документы, в которых значится «0 промилле алкоголя». Впрочем, это не мешает государственным пропагандистам использовать тезис о пьяной драке, а местной общественности задаваться вопросом: «А что, пьяных убивать можно?!»

В пятницу в ходе пресс-конференции для нескольких избранных иностранных журналистов (пять человек, включая представителей российских ВГТРК и Первого канала) о смерти Романа Бондаренко высказался Александр Лукашенко. Он подтвердил ранее изложенную версию Следственного комитета, опроверг причастность силовиков к смерти, поручил Генпрокуратуре контролировать расследование, а МВД – поговорить с родителями Романа Бондаренко, «поскольку пытаются стрелки перевести опять на этих «карателей» (так в Белоруссии называют представителей силовых ведомств. – «НГ»).

Напомним, что правозащитники и эксперты на основании происходящего в стране уже объявили о правовом дефолте, поэтому всерьез заявления Лукашенко о честном расследовании местная общественность не воспринимает. Согласно данным отчета МВД, которые оказались в распоряжении Народного антикризисного управления (орган, созданный протестующими), с 9 августа по 3 ноября в Белоруссии были задержаны 25 800 человек – за «нарушение законодательства о массовых мероприятиях и совершение иных правонарушений при их проведении», составлено больше        24 000 административных протоколов, подано в органы 4000 заявлений о насилии со стороны сотрудников силовых структур. При этом ни одного дела по этим заявлениям возбуждено не было.

«Речь идет о преступлениях против человечности, а не просто каких-то случайных проявлениях превышения служебных полномочий или непрофессионализма конкретных сотрудников, а это уже заявка не только на международный трибунал, но на смертную казнь, по белорусскому законодательству», – констатирует политолог Арсений Сивицкий.

Лукашенко в ходе пресс-конференции в очередной раз подтвердил, что уходить не будет, и согласился, что удерживает власть. «На колени я не встану. Даже если останусь в одиночку. Даже если я один останусь, буду бороться, опять, простите за нескромность, за то, что я создавал четверть века своими руками», – сказал он. «Кроме Беларуси, у меня ничего нет. Я лучшие свои годы вложил в эту страну. Поэтому я за нее уцепился и держусь», – пояснил он.

Напомним, протесты в Белоруссии продолжаются со дня выборов президента – с 9 августа. Демонстранты не согласны с победой Александра Лукашенко, который находится у власти 26 лет. По официальным данным ЦИКа, он набрал более 80% голосов. Оппозиция обвинила белорусские власти в подтасовке результатов. Лукашенко в ответ заявил, что законно выиграл выборы. Он неоднократно утверждал, что протестами в Белоруссии руководят из-за рубежа.

Независимая газета. 15.11.2020

Читайте также: