«Мечта» еще жива

Георгий Двали, Тбилиси; Кирилл Кривошеев


Парламентские выборы в Грузии, вопреки ожиданиям оппозиции, не сильно изменили политический ландшафт в стране. Хотя правящая партия «Грузинская мечта» во главе с олигархом Бидзиной Иванишвили набрала меньше половины голосов, за счет побед в одномандатных округах ей, по всей видимости, удастся в одиночку сформировать правительство. Их политические оппоненты из партии экс-президента Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» (ЕНД) намерены отказаться от полученных мандатов и добиваться повторного голосования. Но шансов на успех у них немного. Чтобы заблокировать работу парламента, бойкотировать ее должна половина депутатов, а собрать такое число оппозиционерам не удастся.

Субботние выборы в грузинский парламент, на первый взгляд, не сильно пошатнули позиции правящей партии «Грузинская мечта» (ГМ). Она практически повторила результат парламентских выборах 2016 года — 48% голосов. Однако реформа избирательной системы, проведенная по требованию оппозиции в 2019 году, делает такое сравнение некорректным. Как заявил на брифинге исполнительный секретарь ГМ Ираклий Кобахидзе, его партия получит 62 мандата по партийным спискам. Всего в грузинском парламенте 150 депутатских мест, из которых «Грузинская мечта» в прежнем созыве занимала 115. Однако за счет депутатов, избранных по одномандатным округам, партия власти сможет дотянуть число депутатов как минимум до 76 — именно столько нужно ей для единоличного формирования правительства. А учитывая, что в 14 из 30 округов пройдет второй тур, есть вероятность, что в итоге ГМ получит около 90 кресел.

Напомним, что сокращение числа депутатов, избираемых в одномандатных округах, в пользу более справедливого, с точки зрения оппозиции, голосования по спискам, было ключевой целью избирательной реформы, проведенной после масштабных протестов летом 2019 года.

Если раньше ровно половина грузинского парламента избиралась по партийным спискам, а половина — по одномандатным округам, то на сей раз одномандатников всего 30 из 150, а на следующих выборах, в 2024 году, их не останется вовсе.

До минимального — всего 1% — сокращен и избирательный порог, что должно сделать парламент более представительным.

По предварительным данным ЦИК Грузии, этот барьер, кроме «Грузинской мечты», преодолели еще семь партий и блок «Сила в единстве». Последний объединяет партию экс-президента Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» (ЕНД) и четыре менее известные политические силы: «Государство для народа», «Прогресс и свобода», «Республиканская партия Грузии» и «Европейские демократы». Вместе им удалось набрать около 27%, что, опять же, почти не отличается от результатов партии Михаила Саакашвили в 2016 году. Остальные партии, прошедшие в парламент, набрали менее 4% голосов каждая.

Между тем у живущего в Киеве экс-президента Михаила Саакашвили были куда более масштабные планы, чем руководить парламентским меньшинством из-за границы. Еще в день выборов, 31 октября, он намекнул, что если другие оппозиционеры решат не дожидаться окончательных итогов и выдут на протест против их фальсификации, он «приедет и физически включится в борьбу». Кроме того, выступив в эфире нескольких телеканалов, он заявил, что в условиях сильного оппозиционного представительства в парламенте именно он станет «главным координатором» действий «объединенной оппозиции».

Однако, несмотря на решимость сторонников экс-президента, этим планам, судя по всему, не суждено сбыться.

Хотя вечером сторонники оппозиции (в первую очередь партии ЕНД) действительно собрались перед зданием парламента, чтобы опротестовать результаты выборов, отказаться от своих мандатов решились далеко не все оппозиционеры.

Если бы как минимум половина избранных депутатов отказалась приступать к работе из-за несогласия с итогами выборов, новый созыв не смог бы вступить в силу из-за отсутствия кворума. Однако в таком случае полномочия сохранились бы за нынешним созывом и, соответственно, нынешним правительством.

При этом более или менее определенно об отказе от мандатов заявили только представители партии Михаила Саакашвили, а остальные партии лишь обсуждают эту возможность. Но даже если бойкот поддержат все оппозиционные силы, шансов заблокировать работу парламента у них нет.

Это, впрочем, не повлияло на решительность заявлений и действий сторонников ЕНД. После митинга у здания парламента несколько тысяч оппозиционеров направились к резиденции председателя правящей партии — миллиардера Бидзины Иванишвили, чтобы там прокричать «Уходи!».

Примечательно, что иностранные наблюдатели призвали оппозиционеров к сдержанности.

«Призываю все стороны сначала посмотреть, какие будут результаты, а потом, если будет нужно, использовать возможности по их обжалованию»,— заявил на брифинге в Тбилиси глава наблюдательной миссии от Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Тини Кокс. Если же демонстрации начнутся немедленно, то это, по словам господина Кокса, будет демонстрировать неуважение к решению избирателя. Правда, стоит отметить, что ранее сенатор из Нидерландов Тини Кокс выступал против ратификации соглашения об ассоциации Украины и Евросоюза, а затем — за возвращение России полномочий в ПАСЕ.

Оснований для недовольства выборами, по мнению иностранных наблюдателей, не так уж много. «Выборы были конкурентными, и в конечном итоге фундаментальные свободы были соблюдены»,— сказала представитель наблюдательной миссии от парламентской ассамблеи ОБСЕ, албанский депутат Элона Джебреа Ходжа. Ее коллега из миссии Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ Джиллиан Стирк также охарактеризовала выборы как «свободные», однако уточнила, что у Тбилиси «остается еще много работы»: «Мы наблюдали за несколькими участками и заметили, что активисты и координаторы партии (имеется в виду "Грузинская мечта".— “Ъ”) находились около избирательных участков, что создавало атмосферу запугивания». Подозрительных людей, некоторых даже с оружием, дежуривших в день голосования возле избирательных участков, замечали многие. В некоторых районах даже имели место стычки со стрельбой в воздух.

Первым, кто поздравил власти Грузии с победой на выборах, стал президент соседнего Азербайджана Ильхам Алиев. Москва же отнеслась к этим выборам индифферентно. По мнению главы комитета Совета федерации по международным делам Константина Косачева, результат голосования не имеет для России никакого значения. «Думаю, шанса на улучшение двусторонних отношений при любом исходе выборов не было,— заявил он агентству "РИА Новости".— Такой шанс появится, когда грузинские политики согласятся с очевидной, но неприятной для них правдой. А именно — что самопровозглашение независимости Абхазии и Южной Осетии в 2008 году было результатом не российской, а грузинской политики, ошибочной по отношению к этим двум народам России на протяжении многих десятилетий, еще в советские времена».

Коммерсантъ. 01.11.2020

Читайте также: