Карабах не выдержит двоих
Кирилл Кривошеев; Айк Халатян, Ереван
Россия и Турция вступили в бескомпромиссную борьбу за звание миротворцев. Анкара претендует на размещение в Нагорном Карабахе своих военных наблюдателей наряду с российскими, но в Москве дают понять, что турецким военным придется ограничиться съемками с беспилотников без выездов в зону бывшего конфликта. Между тем половина личного состава российского миротворческого контингента уже прибыла в регион. Вечером российский миротворческий батальон вошел в Степанакерт.
Перетягивание каната
В течение всего четверга власти России и Турции отчаянно спорили, обсуждая будущую роль турецких военных в Нагорном Карабахе. «Роль Турции в процессе мониторинга будет такой же, что и у России,— заявил утром министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу.— Наблюдение будет вестись как на суше, так и в воздухе посредством беспилотных летательных аппаратов». Он добавил, что 13 ноября в Анкару «прибудет делегация из России для обсуждения деталей создания совместного наблюдательного центра по Карабаху». Не менее смелое заявление сделал и министр обороны Турции Хулуси Акар. «Турция примет участие в процессе наблюдения за соблюдением договоренностей по Карабаху. Турецкие военные будут действовать в составе совместной (с Россией.— “Ъ”) миротворческой миссии».
Представителям Турции незамедлительно ответили пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков и глава МИДа Сергей Лавров. «Мы по-прежнему исходим из того, что миротворцами выступают российские военные, которые уже дислоцируются в зоне соприкосновения сторон, а взаимодействие с турецкими военными будет в рамках мониторингового центра, который будет расположен на территории Азербайджана»,— сказал господин Песков журналистам. «Границы мобильности турецких наблюдателей ограничиваются теми географическими координатами, которые будут определены для расположения создаваемого российско-турецкого мониторингового центра на территории Азербайджана. На той части территории, которая не приближена к Карабаху и которая будет дополнительно согласована,— пояснил Сергей Лавров.— Вчера был подписан меморандум на уровне министров обороны России и Турции, центр будет работать исключительно в дистанционном режиме, используя технические средства объективного контроля, включая беспилотники и прочие технологии, которые позволяют определять ситуацию на земле, в Карабахе».
Стоит отметить, что заочный спор Москвы и Анкары начался еще накануне, в среду, когда заявление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о равнозначности российской и турецкой миссий распространило агентство Anadolu.
Кроме того, 11 ноября администрация президента Турции опубликовала сообщение по итогам телефонного разговора господина Эрдогана с президентом РФ Владимиром Путиным. Там со ссылкой на слова турецкого президента говорится, что место для создания российско-турецкого центра «будет определено Азербайджаном на территории, освобожденной от армянской оккупации». Однако сделанные на следующий день заявления российских официальных лиц эту версию опровергают.
Опрошенные же “Ъ” турецкие эксперты убеждены, что Анкара будет настаивать на своем присутствии именно в качестве выездных наблюдателей. Как отметил директор программы европейских исследований в государственном центре SETA Энес Байраклы, присутствие турецких миротворцев «на земле» в Анкаре считают «естественно возможным» для поддержания баланса, так как Россия воспринимается как сторонник Армении. Он также отметил, что окончательное решение на этот счет должен принимать Азербайджан.
«Россия приложит все усилия, чтобы ограничить роль Турции,— отметил научный сотрудник Центра ближневосточных стратегических исследований (ORSAM) в Анкаре Ойтун Орхан.— Однако Турция тоже попытается выторговать как можно больше. Если Турция не будет представлена на земле, ей будет сложнее влиять на политическое разрешение конфликта». Господин Орхан добавил, что Турцию мог бы устроить уже опробованный в Сирии формат совместного патрулирования, а вот наблюдения с беспилотников, как это предлагает российская сторона, будет недостаточно.
«Не думаю, что Россия сможет полностью проигнорировать турецкие ожидания»,— добавил эксперт.
Мнение Баку в ожесточенном споре Москвы и Анкары звучало весьма приглушенно. Однако, как явствует из интервью РБК посла Азербайджана в России Полада Бюль-Бюль оглы, оно ближе к российской позиции. «Это будет взаимный российско-турецкий центр, разговор не идет о введении миротворцев, то есть солдат турецких, разговор идет о техническом контроле за исполнением сторонами этого миротворческого заявления»,— сказал он, уточнив, что в турецком контингенте «нет необходимости».
О статусе Карабаха
На общем брифинге Полад Бюль-Бюль оглы сообщил не менее важные новости. По словам посла, азербайджанская сторона также передала российской список наемников, воевавших на стороне Армении. «По поводу наемников прошу обратить внимание: ни уважаемый Сергей Нарышкин (директор Службы внешней разведки РФ.— “Ъ”), ни уважаемый Сергей Викторович Лавров, говоря о цифрах наемников, ни разу не сказали, на чьей стороне они воюют. Поэтому я вчера как посол подписал документ в соответствующие органы РФ, где азербайджанская сторона представила фамилии, имена, позывные наемников, которые были на армянской стороне».
Полад Бюль-Бюль оглы поднял также вопрос о будущем Нагорного Карабаха — возможный статус региона. «Статуса Нагорного Карабаха на сегодня нет»,— напомнил он, но отметил, что «это может быть в лучшем плане культурная автономия для армянского населения, которое там проживает». Ранее президент Азербайджана Ильхам Алиев утверждал, что у Нагорного Карабаха не будет статуса, пока он остается на посту.
«Могу на своем уровне гарантировать, что никакому памятнику истории, а тем более духовности вреда нанесено не будет. Все исторические памятники, естественно, будут сохранены»,— добавил господин Бюль-Бюль оглы.
«Мы исходим из того, что статус будет определяться в зависимости от того, какие действия мы должны предпринять, чтобы восстановить этноконфессиональное согласие в Нагорном Карабахе,— высказался на ту же тему российский министр Сергей Лавров, подчеркнув: — Здесь мы не ставим каких-либо искусственных сроков».
О будущем статусе Нагорного Карабаха говорил и премьер Армении Никол Пашинян. «Принципиально важное значение имеет окончательное решение вопроса о статусе Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха.— “Ъ”). Международное признание Республики Арцах становится абсолютным приоритетом. Причем для международного признания сейчас есть более весомые доводы»,— сказал он в эфире на Facebook, не уточняя, о чем идет речь.
Премьер контратакует
Стоит отметить, что в четверг положение господина Пашиняна уже не казалось таким шатким, как накануне. Он провел встречи с президентом Армении Арменом Саркисяном, а также с парламентской фракцией «Мой шаг», составляющей в парламенте большинство. Напомним, что оппозиционеры собирались добиться отставки премьера через парламент, но сделать это не удалось из-за отсутствия кворума. Митинг с требованием отставки премьера в четверг тоже не был таким масштабным, как в среду.
Протестующие, как и накануне, кричали «Пашинян — предатель!» и «Пашинян, уходи!», но уже к 20:00 акция закончилась. Серьезного противостояния с полицией не было, если не считать нескольких задержаний наиболее заметных участников акции, например депутата от партии «Процветающая Армения» Эдуарда Бабаяна.
Очевидно, что Никол Пашинян пытается вывести из игры наиболее опасных для него «бунтовщиков».
Так, стало известно, что лидеру партии «Родина» и экс-главе Службы национальной безопасности Армении Артуру Ванецяну вменяются уголовные статьи — «Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, применением огнестрельного оружия либо оказанием вооруженного сопротивления представителю власти» и «Нарушение правил обращения с документами или с компьютерной информацией, содержащими государственную тайну». По той же статье задержан и представитель «Дашнакцутюн» Ишхан Сагателян, который был де-факто организатором митинга в среду.
«Там, безусловно, есть искренние люди, которым, наверное, обидно, что все так завершается на данном этапе,— прокомментировал ереванские протесты Сергей Лавров.— Хотя иллюзий о том, что семь районов вокруг Нагорного Карабаха должны навеки оставаться в том положении, в каком они были месяц, полтора, два назад, не должно было быть».
Сам же Никол Пашинян, говоря о роли России, не скупился на комплименты.
Он выразил уверенность, что «российские миротворцы обеспечат безопасность и связь Ереван—Степанакерт будет надежной», а «жители должны как можно скорее вернуться в свои родные дома». Желая обрадовать сограждан хорошей новостью, он также заметил, что разблокирование транспортного сообщения в регионе, которое закреплено в соглашении, подразумевает не только транзит азербайджанских грузов через армянскую территорию, но и наоборот. Например, появляется возможность для железнодорожного сообщения с Ираном через Нахичеванскую Автономную Республику Азербайджана.
Между тем российский миротворческий контингент продолжает разворачиваться в Нагорном Карабахе. Как сообщили в Минобороны РФ, туда уже успели перебросить 800 человек, то есть примерно половину от планируемых 1960. Согласно указу Владимира Путина, ротация военнослужащих будет проводиться «не реже двух раз в год». Вечером в четверг поступило сообщение о том, что российский миротворческий батальон вошел в Степанакерт.
Коммерсантъ. 13.11.2020