Добро обжаловать: как ЕС изменит миграционную политику после терактов

Екатерина ПостниковаМария Васильева


После терактов в Европе страны ЕС вновь решили переосмыслить свой подход к миграции и политике безопасности. Лидер Франции Эммануэль Макрон, в частности, заявил, что государствам необходимо кардинально изменить шенгенскую систему, усилив контроль на ее внешних границах. Это предложение нашло отклик в Брюсселе: как сказали «Известиям» в Еврокомиссии, «реформа Шенгена определенно необходима». В связи с этим Евросоюз работает над новой стратегией, которая определит, как эта система будет действовать дальше, — ее пунктирные линии страны обозначат в декабре.

Новый Шенген

10 ноября руководители Австрии, Германии, Нидерландов, Франции и Евросоюза по видеосвязи обсудили единые европейские меры по борьбе с терроризмом. В итоге было решено, что 9 декабря Еврокомиссия представит новую программу, а затем саммит ЕС рассмотрит инициативы Австрии и Франции по этой проблеме. Президент Пятой республики Эммануэль Макрон, который взял на себя роль негласного лидера европейской антитеррористической кампании, призвал создать Совет внутренней безопасности Евросоюза и реформировать Шенген.

— Это европейская реальность, и мы должны дать общий ответ на эту [террористическую] угрозу, — сказал политик, подчеркнув, что опасность на внешней границе в одном из государств ЕС будет иметь последствия для всего сообщества.

Ранее французский президент сообщил об усилении контроля на границе республики. В частности, число пограничников было удвоено до 4,8 тыс. Тогда же, 5 ноября, он впервые заявил о необходимости пересмотреть шенгенскую систему и создать «подлинную полицию безопасности на внешних границах зоны» — таким образом французский лидер призвал своих коллег активнее объединяться под эгидой ЕС.

В Еврокомиссии, отвечая на вопрос «Известий», стоит ли перестраивать шенгенскую систему, заявили, что необходимость в реформе есть.

— Шенген — одно из величайших достижений Евросоюза. И в наших общих интересах сохранить целостность и функциональность шенгенской зоны без введения контроля над внутренними границами, — подчеркнули в Еврокомиссии. — Однако в последние годы, столкнувшись со множеством кризисов, шенгенская зона находится под все более нарастающим давлением. Ее реформа, определенно, необходима.

В ведомстве отметили, что к началу декабря ЕК проведет первый форум по Шенгену, на котором встретятся члены Европарламента, министры внутренних дел и другие представители национальных правительств. Тогда и будет задано направление для дальнейшей реформы шенгенской системы. Новая стратегия будет включать следующие элементы: усиленный контроль и управление внешними границами; более активное сотрудничество и обмен информацией между национальными властями — особенно между полицией; взаимосвязанные системы безопасности на границах; увеличенная поддержка от агентств ЕС.

Сейчас страны пытаются решить ситуацию с миграцией на общеевропейском уровне — в частности, в сентябре Еврокомиссия представила миграционный пакт, который предполагает одинаковую ответственность всех членов ЕС и пока еще не принят. У стран будет три опции: принять на своей территории новоприбывших и получить за это из бюджета ЕС €10 тыс. на одного размещенного человека; спонсировать отправку обратно тех, кому было отказано в убежище; или предоставлять странам приема оперативную поддержку. Однако довольными концепцией оказались далеко не все.

— Брюссель попытался ввести принудительные квоты на мигрантов: у каждого своя доля. Но некоторые страны, особенно Венгрия и Польша, этого совсем не хотят. Другие хотели бы принимать как можно меньше [мигрантов], но не говорят об этом открыто, — сказал «Известиям» член комитета Европарламента по гражданским свободам, юстиции и внутренним делам французский политик Николя Бэ. — Более того, низкий уровень сотрудничества стран происхождения очень затрудняет высылку лиц, которым было отказано в убежище. Таким образом, система выдыхается, и ЕС ищет решение в новом пакте.

На защите светскости

Поводом вновь заговорить об общих подходах к миграции и политике безопасности стали теракты, которые произошли в октябре и начале ноября во Франции и Австрии. Триггером для этих атак были заявления президента Франции Эммануэля Макрона, который встал на защиту свободы слова, после того как был обезглавлен школьный учитель Самюэль Пати, демонстрировавший и обсуждавший с учениками карикатуры печально известного Charlie Hebdo. Его слова вызвали бурю негодования в мусульманских странах и критику со стороны лидеров этих государств. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и вовсе обвинил своего французского коллегу в гонениях на ислам. За терактами во Франции последовал расстрел мирных граждан в Вене, которая в полемике «свобода слова против религиозных святынь» не участвовала.

Теракты в Европе заставили лидеров ЕС переосмыслить свою политику в части интеграции религиозных мигрантов в жизнь светского государства. О ее провале свидетельствует опрос Французского института общественного мнения (Ifop) от 5 ноября: по его данным, во Франции 57% мусульман моложе 25 лет ставят законы шариата выше государственных законов — а это на 10% больше, чем в 2016 году.

Австрия и Франция (пострадавшие страны) и Германия (председатель в ЕС до конца 2020 года) разработали совместную декларацию, которую министры внутренних дел Евросоюза, как ожидается, обсудят 13 ноября. В документе есть ряд рекомендаций, как национальные правительства могли бы взаимодействовать с мигрантами.

По данным СМИ, меры предлагаются следующие: мигранты должны изучать язык того государства, куда они приехали, и побуждать детей интегрироваться в жизнь страны; Брюсселю надо финансировать религиозное образование внутри мусульманских общин, а государствам — перестать поддерживать организации, которые публикуют «материалы, враждебные интеграции». Декларация также призывает ЕК и страны-члены систематически предотвращать радикализацию вплоть до регулирования незаконного контента в интернете и сбора данных при расследовании дел, связанных с терроризмом.

Один из интересных пунктов — обучение имамов. «Мы хотим поддержать европейских мусульман как наших партнеров в борьбе с исламистским экстремизмом, поскольку они тоже становятся его жертвами, — говорится в документе. — Мы хотим помочь им организовать свою религию так, чтобы на нее не могли повлиять извне».

Таким образом, Вена, Берлин и Париж настаивают не только на том, чтобы активнее интегрировать мигрантов, но и на том, чтобы регулировать этот процесс на законодательном уровне. Примечательно, что еще до этой инициативы отдельные европейские страны начали менять свой подход к приезжим. Так, 5 ноября стало известно, что правительство Швеции инициировало законопроект, согласно которому изучение шведского языка будет обязательным, если мигранты хотят получать от государства денежное пособие. По мнению правительства, этот шаг улучшит предпосылки для интеграции и выхода на рынок труда — особенно у женщин, чей языковой уровень статистически ниже, чем у мужчин.

При этом именно Швеция, а вместе с ней Люксембург и Нидерланды, критикуют австро-германо-французскую инициативу. По их оценке, рассматривать миграцию и религию через призму безопасности нельзя. Как сказал собеседник «Известий» в европейских политических кругах, «выделение какой-либо группы людей не должен стать ответом на насилие со стороны конкретных лиц, пусть даже из этого сообщества». Другими словами, в Европе боятся, что такое регулирование вырастет в то, в чем Эммануэля Макрона обвинял Реджеп Эрдоган, а именно в гонение на мусульман.

Так или иначе, борьба с терроризмом, которую европейские лидеры обсудили в узком составе, станет одной из ключевых тем видеосаммита ЕС 19 ноября. Как заявил 3 ноября в интервью немецкой газете Die Welt Себастьян Курц, он намерен вынести этот вопрос на повестку встречи. «Я ожидаю конца неверно понимаемой толерантности и, наконец, осознания во всех странах Европы того, насколько опасна идеология политического ислама для нашей свободы и европейской модели жизни», — подчеркнул тогда австрийский канцлер.

Известия. 11.11.2020

Читайте также: