Белорусский протест переместился во дворы

Антон Ходасевич


Александру Лукашенко с помощью беспрецедентного давления удалось добиться снижения уличной активности. Однако эксперты утверждают, что это не означает снижения уровня самого протеста.

В ответ на жестокость власти белорусы вышли на «Марш против фашизма». В воскресенье в Белоруссии продолжились протесты, но проходили они в другом формате. Протестующие не собирались в одном месте в центре города, а выходили на улицу в своих районах, улицах и даже просто дворах. Смена формата обсуждалась накануне прошлых выходных. Об этом говорила лидер протестующих Светлана Тихановская. В качестве главной причины называлась угроза жизни и здоровью людей.

В Минске в результате смены тактики протестующие были везде, во всех частях города. Где-то удалось собраться довольно большим колоннам – около 3–5 тыс. человек. Где-то количество составляло две-три сотни, а где-то по улице гуляли несколько десятков человек. В целом складывалось впечатление, что протестует весь Минск. Как обычно по воскресеньям, не работало метро, в некоторых местах не ходил и наземный транспорт, был отключен мобильный интернет.

Очевидно, что тактика локального протеста оказалась не очень удобной для силовиков. Понять, откуда возникнет очередная колонна протестующих, а значит, выставить там кордон было сложно. В результате серьезные стычки с силовиками происходили в местах, которые раньше были точками сбора протестующих. В частности, на улице Притыцкого, где в первые дни протестов от выстрела в упор погиб Александр Тарайковский. В воскресенье там снова рвались светошумовые гранаты, их применяли и на юго-западе города.

Многие участники перестали разбегаться даже тогда, когда в них бросали светошумовые гранаты. Они поднимали руки вверх и, двигаясь на силовиков, скандировали: «Фашисты», «Убийцы», «Это наш город» и т.п. Иногда силовики отступали. При этом людей били дубинками и задерживали. По данным правозащитников, известно о сотне задержанных.

«Локальный протест имеет свои преимущества – не надо идти через весь город к месту сбора, когда не работает общественный транспорт, не надо думать, как добраться, где припарковать машину, если поехать на своем автомобиле», – прокомментировал «НГ» смену формата протеста политолог Валерий Карбалевич. Перенос протеста в микрорайоны решает эти проблемы, в результате присоединиться к нему, просто выйдя из дома, могут и пожилые люди, и те, кто опасается ходить далеко от дома, отметил эксперт. «Это может вызвать прилив новых протестующих. К тому же эта рассредоточенность создает проблему для силовиков», – сказал Корбалевич.

Снижение уличной активности, на которую влияют многие факторы (погода, эпидемия, репрессии), и снижение протестных настроений – далеко не одно и то же. «В Белоруссии не идет речь о спаде протестных настроений. Количество протестующих не только не уменьшается, а скорее даже увеличивается», – считает Карбалевич.

Недовольство общества вызывает жестокость и игнорирование мнения граждан страны. «В последнее время власти не просто перестали заниматься самопиаром, но заботиться о том, как будут восприняты их действия обществом», – констатирует Карбалевич. В частности, так и не возбуждено уголовное дело по факту гибели 31-летнего Романа Бондаренко, которого увезли со двора дома «неизвестные в балаклавах», после чего он скончался от нанесенных ему травм. «Зато есть уголовное в дело в отношении врача, который сообщил, что в крови Романа Бондаренко не было алкоголя», – рассуждает эксперт.

Каждый день появляются все новые шокирующие подробности произошедшего. Напомним, что после убийства неизвестными Романа Бондаренко в Telegram-канале, который в Белоруссии признан террористическим, были опубликованы два телефонных разговора. В первом мужчины обсуждают инцидент во дворе и утверждают, что они «никого не вырубали». «Все в сознании, за руки – за ноги, он дергался – занесли в машину, оставили», – говорит один из них. Местные журналисты утверждают, что голоса принадлежат приближенным к Лукашенко спортсменам – главе Федерации хоккея Дмитрию Баскову и боксеру Дмитрию Шакуте. Ранее их опознали на видео со двора, где избивали Романа.

Пока общественность и эксперты обсуждали, настоящая это запись или фейк, пытались угадать причины ее появления, на том же канале появилась еще одна. В ее участниках общественность опознала Дмитрия Баскова и пресс-секретаря Александра Лукашенко Наталью Эйсмонт. Речь шла о тех же событиях, но разговор происходил накануне и в тот же вечер. Под «хи-хи» и «ха-ха» они обсуждают, как под прикрытием силовиков поедут кататься по вечернему Минску, срезать бело-красно-белые ленточки и закрашивать муралы, изображая при этом возмущенных граждан. Они долго решали, брать ли вино (массандру, подаренную Эйсмонт послом России в Минске) и снимать ли номера.

Запись убедила общественность и экспертов в том, что все это настоящие разговоры (в них очень много деталей и личных моментов), и породила вопросы – кто слушал, кто слил и зачем. Эксперты сходятся во мнении, что сделать такое могли только спецслужбы. Если белорусские, то это говорит о расколе в среде силовиков, если российские – то о грядущих проблемах для Лукашенко в отношениях с единственным союзником.

Независимая газета. 22.11.2020

Читайте также: