Пять причин, почему в Казахстане не повторятся кыргызские события
События с внезапным падением легитимных институтов государственной власти в Кыргызстане заставили поволноваться не только элиты соседних государств, но и жителей всего региона Центральной Азии. Вопрос: «Стоит ли ожидать повторения кыргызского сценария в Казахстане?» – сегодня широко обсуждается в казахстанском обществе. Основная тема дискуссий – способность республиканских властей противостоять подобным вызовам, которые в условиях политической турбулентности могут привести к дестабилизации, случившейся в Бишкеке. Казахстанский эксперт Нурлан Адилханулы привел пять причин, почему октябрьские перипетии в Кыргызстане не имеют оснований для повторения в Казахстане.
Причина №1
Прежде всего, стоит обратить внимание на исторические особенности систем правления в традиционных кыргызском и казахском социумах. Так, в Казахстане имел место многовековой культ ханского доминирования, основанного на принципах централизованного государства (периоды Золотой Орды, Абулхаир хана и Абылай хана). Поэтому, казахи, в большинстве своем, спокойно воспринимали иерархическую форму государственного правления как перманентную власть избираемых ханов. Кыргызы же, в отличие от казахов строили отношения со своими ханами на полуавтономной основе. У них всегда существовал традиционно сильный институт «манапства» – своеобразная форма сюзеренства, когда сильные феодалы-манапы находились лишь в относительной вассальной зависимости от своих правителей.
У древних енисейских кочевых кыргызов часто не практиковалось длительное единоначалие как в военной, так и в административной сфере.
Военачальники и местные лидеры избирались на короткие сроки, а их избрание сводилось к решению определенных тактических задач, исходя из целесообразности ведения боевых действий или создания военно-политических союзов. Сама символика неподчинения, а также деление на множество самоуправляемых от центра периферийных субъектов была всегда свойственна формировавшемуся на протяжении нескольких тысячелетий кыргызскому этносу.
Причина №2
В геополитическом плане Кыргызстан, имея своеобразный защитный буфер в лице Казахстана, может позволить себе экспериментировать с изменениями в политической конфигурации своих властных элит, не оглядываясь на соседей. Казахстан, в свою очередь, вынужден выстраивать свою многовекторную политику в рамках существующих геополитических реалий, поставив во главу угла принцип – стабильность любой ценой. Власти республики неоднократно заявляли, что готовы пойти на крайние меры, вплоть до жестких и силовых, ради сохранения мира и спокойствия в обществе. Так как даже небольшие внутренние потрясения могут отразиться на политическом самочувствии всех казахстанцев и отношении стратегических партнеров и, что немаловажно – иностранных инвесторов республики.
Причина №3
Как известно, государственный комитет национальной безопасности (ГКНБ) Кыргызстана одним первых «капитулировал» перед протестующими. Неожиданный паралич структур безопасности республики вызвал шок в обществе и выявил его основную проблему: кризис самой правоохранительной системы. В Казахстане же, несмотря на определенные вопросы населения к органам правопорядка, управленческий институт сильнее укреплен на исполнительных уровнях. Особое внимание к правоохранительным органам объясняется их восприятием как базового элемента, обеспечивающего легитимность действующей власти. События последних месяцев, в частности в Беларуси, свидетельствуют, что сильный и профессионально подготовленный правоохранительный аппарат (полиция, органы национальной безопасности) – необходим для оперативной возможности государства стабилизировать ситуацию.
Причина №4
Не последнюю роль в кыргызских событиях сыграл миграционный фактор. Вынужденная остановка части производств в России и Казахстане из-за пандемии привела к возвращению на родину большого числа кыргызстанцев, которые одномоментно, не успев занять место в социальной системе, присоединились к протестным акциям. Казахстан в данном плане уделяет больше вниманию формированию собственного рынка рабочих мест. Страна тоже терпит миграционные потери, но здесь прогнозировать схожее массовое возвращение граждан нельзя.
Причина №5
Отличительной чертой обществ выступает и фактор «среднего класса». В Казахстане средний класс – довольно обширная прослойка общества. Как известно из мировой практики, именно эти люди, как довольно обеспеченная в материальном плане общественная страта, не подвержены революционным настроениям. Конечно, на нынешнее состояние казахстанского среднего класса серьезное влияние оказало введение жесткого карантина, когда основной удар пришелся на мелкий и средний бизнес. Понимая важность значения «стабилизирующего фактора» общества, казахстанские власти, вовремя спохватившись, приняли ряд мер по его поддержке в виде ряда налоговых послаблений и преференций.
В Кыргызстане прослойка «среднего класса» менее многочисленна. Существует мнение, что, именно уезжающие из страны – наиболее экономически мотивированные представители кыргызского общества, в случае своего пребывания в стране, могли бы составить основу будущего среднего класса Кыргызстана, обеспечив его устойчивое и поступательное развитие.
На данный момент, конечно, речь в стране идет не о развитии социального сектора или экономика, а пока только о стабилизации ситуации и закреплении законных представителей власти.
ИАЦ МГУ. 22.10.2020