Премьеры стран «пятерки» собрались вчетвером
Евгения Крючкова, Ереван
Заседание межправительственного совета Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в Ереване прошло на фоне сразу нескольких кризисов — военного, политического, экономического. В принимавшей премьер-министров Армении введено военное положение, а Киргизия из-за отставки главы правительства была представлена на уровне посла. Говорили премьеры, впрочем, в основном о решении проблем в экономике: вызванный пандемией мировой кризис заметно сократил как внешнюю, так и внутрисоюзную торговлю стран ЕАЭС.
Формат очередного заседания межправсовета ЕАЭС на этот раз обсуждался очень долго. Еще за неделю до события не было полной ясности, пройдет ли оно в очной форме. Неопределенность возникла из-за резкого обострения ситуации вокруг Нагорного Карабаха и непрекращающихся боевых действий. Организационных сложностей добавила и пандемия COVID-19.
В итоге главы правительств стран ЕАЭС встретились в Ереване лично, но не в полном составе.
Привычный распорядок нарушила еще и ситуация в Киргизии. Вчера президент этой страны Сооронбай Жээнбеков принял отставку премьера Кубатбека Боронова, о которой тот попросил после вспыхнувших в Киргизии протестов. Так что кресло, предназначенное для киргизского премьера, на заседании в узком составе оставалось пустым, саму же делегацию из Бишкека возглавил посол Киргизии в России, Армении и Греции Аликбек Джекшенкулов.
Помимо всех этих событий на устойчивости ЕАЭС не могут не сказываться экономические последствия продолжающейся пандемии коронавируса. Нынешнее падение объемов мировой торговли премьер-министр Казахстана Аскар Мамин назвал «более значительным риском», чем мировой кризис 2008–2009 годов. По данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), объем взаимной торговли между странами «пятерки» в январе—июле 2020 года по сравнению с таким же периодом 2019 года сократился на 13,4%, до $29,3 млрд. Еще значительнее снизился объем внешней торговли стран ЕАЭС — на 17,3%, до $342 млрд.
На этом фоне, как отметил на встрече российский премьер Михаил Мишустин, приоритетом остается общее укрепление рынка всех стран «пятерки».
Базу для этого должна создать готовящаяся стратегия развития ЕАЭС до 2025 года. Проект этого документа, как сообщил председатель коллегии ЕЭК Михаил Мясникович, «согласовывался очень непросто, потому что он фактически закрывает бреши, которые были не в полном объеме разрешены в рамках нормативно-правовой базы ЕАЭС». Всего в стратегии будет 330 мероприятий. Несогласованными пока остались пять вопросов — в частности, о торговле углеводородами и об институтах развития. Они будут вынесены на рассмотрение глав государств—стран ЕАЭС. Ближайшая их встреча планируется на декабрь этого года в Минске.
Приоритеты дальнейшего развития «пятерки», по словам Михаила Мишустина, это цифровизация экономик, создание системы единого регулирования госзакупок, продовольственная безопасность, развитие экспорта. Также российский премьер считает необходимым синхронизировать национальные системы маркировки товаров и «как можно скорее приступить к внедрению механизма прослеживаемости товаров, которые ввозятся на территорию союза». После заседания Михаил Мясникович сообщил, что премьеры одобрили решение о маркировке молочной продукции в ЕАЭС с января 2021 года (в России эксперимент по прослеживаемости этой категории товаров должен завершиться в конце 2020-го).
Часть проблем ЕАЭС связана с бюрократическими проволочками внутри самого союза.
Как рассказал Аскар Мамин, из 22 инициатив казахстанской стороны исполнение началось лишь по двум, 15 обсуждаются, а по пяти работа даже не началась. Поэтому, считает премьер Казахстана, ЕЭК следует рассмотреть все инициативы и доложить об их реализации на следующем заседании межправсовета — 4 декабря в Москве. Также он предложил поручить ЕЭК к этому заседанию провести ревизию своих совещательных органов: их рост, по мнению Аскара Мамина, «не приводит к развитию интеграции, а лишь увеличивает документооборот, трудозатраты и ведет к забалтыванию проблем».
Коммерсантъ. 10.10.2020