Отряды нагорной обороны
Кирилл Кривошеев, Баку; Айк Халатян, Ереван
События в Нагорном Карабахе, похоже, движутся к развязке, причем совсем не дипломатической. Азербайджанские войска продолжают наступление, и теперь им остается лишь перекрыть Лачинский коридор, после чего взятие Степанакерта, столицы непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР), станет вопросом времени. Премьер Армении Никол Пашинян призвал сограждан вступать в отряды ополчения, признав, что на текущем этапе вопрос «не имеет дипломатического решения». Однако дипломаты надежду все-таки не теряют. Накануне визита в Вашингтон главы МИД Армении и Азербайджана Зограб Мнацаканян и Джейхун Байрамов заехали в Москву, где встретились со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. Правда, по отдельности и без особых успехов.
Азербайджанские войска продолжают продвижение вглубь Нагорного Карабаха. В среду вечером президент Азербайджана объявил о том, что еще 22 населенных пункта перешли под контроль азербайджанской армии. А днем ранее он же заявил о взятии город Зангелана. Корреспондент “Ъ” был свидетелем того, как и посетители, и официанты одного из бакинских кафе, слушавшие телеобращение господина Алиева к нации, в этот момент встали и начали аплодировать.
Зангеланский район непосредственно выходит к государственной границе Армении — до нее азербайджанским войскам остается лишь около 10 км. Однако более важная цель для них — это Лачинский коридор, одна из двух ключевых трасс, связывающих Карабах с Арменией. Контроль над коридором практически гарантирует взятие Шуши, а затем и Степанакерта — столицы непризнанной НКР. Продвижение к Лачину азербайджанские войска уже начали.
Премьер Армении Никол Пашинян в ответ на такое развитие событие объявил о создании отрядов добровольцев, которые будут формироваться властями каждого отдельного города. «Вне зависимости от того, что произойдет, надо бороться за права нашего народа,— сказал он во время прямого эфира в Facebook.— Сегодня, в контексте позиции Азербайджана, бороться за них означает в первую очередь взять в руки оружие и стоять на защите своей родины. При эффективной организации этого процесса мы сможем достичь приемлемого для нас дипломатического решения». Но это, как следовало из его слов, будет нескоро. «Вопрос Карабаха начиная с этого этапа не имеет дипломатического решения на долгое время. Все те надежды, предложения, что надо найти дипломатическое решение, должны считаться неактуальными»,— констатировал он.
Чуть позднее пресс-секретарь господина Пашиняна Мане Геворгян в комментарии агентству «Арменпресс» пояснила: дипломатическое решение конфликта невозможно «из-за деструктивного стиля работы Азербайджана».
«Никол Пашинян неоднократно подчеркивал, в том числе в последние дни, что армянская сторона готова к переговорному процессу, основанному на компромиссе, но практика показала, что эта логика неприемлема для Азербайджана»,— добавила она.
Выступление господина Пашиняна прозвучало в тот момент, когда министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян был в Москве, так же как и его азербайджанский коллега Джейхун Байрамов. О том, что с ними обоими собирается встретиться министр иностранных дел России Сергей Лавров, стало известно только утром того же дня. Таким образом, Москва попыталась перехватить инициативу у Вашингтона, куда господа Мнацаканян и Байрамов собираются лететь 23 октября на встречу с госсекретарем США Майком Помпео (см. “Ъ” от 21 октября).
Встречи армянского и азербайджанского министров в Москве не произошло — Сергей Лавров принял их по отдельности. «В ходе переговоров обсуждались неотложные вопросы, связанные с реализацией ранее достигнутых договоренностей о прекращении огня в зоне нагорно-карабахского конфликта и созданием условий для его устойчивого урегулирования»,— сообщили в российском МИДе.
Однако никакого прорыва, судя по всему, добиться не удалось.
«Высоко оценив непосредственные усилия России и президента Владимира Путина в достижении договоренностей о прекращении огня, министр Мнацаканян констатировал, что достигнутые договоренности остаются на бумаге вследствие вероломной манеры Азербайджана и его шагов, направленных на дестабилизацию ситуации»,— прокомментировали итоги встречи в МИД Армении. При этом посол Азербайджана в России Полад Бюль-Бюль оглы заявил агентству ТАСС, что «на встрече министр Джейхун Байрамов еще раз подтвердил приверженность Азербайджана мирному урегулированию конфликта и принятому 10 октября заявлению». Напомним, что это заявление касалось гуманитарного перемирия, которое де-факто продержалось меньше суток.
Тем временем президент Армении Армен Саркисян пытался отстоять интересы своей страны на другом — западном направлении. Для этого он отправился в Брюссель, где в среду встретился с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом и председателем Европейского совета Шарлем Мишелем. Цель визита была обозначена заранее — и максимально четко. «Ожидается, что руководством НАТО и европейских структур будет сделано все возможное, чтобы прекратить военные действия со стороны Азербайджана и члена НАТО — Турции, что даст возможность воплотить в жизнь достигнутые договоренности о прекращении огня»,— говорилось в сообщении пресс-службы президента. Однако господин Столтенберг прокомментировал итоги переговоров со свойственной ему сдержанностью. «НАТО глубоко озабочено продолжительными нарушениями прекращения огня, которые приводят к гибели людей. Для НАТО важно, чтобы боевые действия завершились и было найдено мирное решение. Жизненно важно, чтобы все стороны соблюдали прекращение огня»,— сказал он.
Как заявил в беседе с “Ъ” армянский политолог Грант Микаелян, дипломатические усилия Еревана и призывы международных посредников к прекращению огня вряд ли будут эффективны.
«Но это часть необходимой работы по донесению армянской позиции о желании прекратить войну, не допустить крупномасштабного кровопролития и предотвратить проникновение террористов в регион»,— сказал эксперт.
Однако, по мнению азербайджанского политолога Ильгара Велизаде, противоречивые заявления Еревана скорее приведут к обратному результату. «В Армении вообще не прослеживается какой-то последовательности действий — в результате то ли агонии, то ли паралича власти,— сказал эксперт “Ъ”.— Когда премьер заявляет об отсутствии дипломатического решения, но отправляет своего министра в Москву и Вашингтон, он не вызывает никакого доверия. А любые попытки уговорить сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Россию, США и Францию.— “Ъ”) надавить на Азербайджан не будут иметь успеха. Модераторы пытаются нащупать условия продолжения своей посреднической деятельности и вовсе не собираются слушать, что им скажет Ереван».
Коммерсантъ. 22.10.2020