Литва затеяла конфронтацию с Белоруссией наперекор собственной экономике
Роман Бабурин
Именно Литва наряду с Польшей заняла наиболее непримиримую по отношению к режиму Лукашенко позицию: Вильнюс напрямую агитирует за свержение власти в Белоруссии и всячески помогает тем, кто собирается ее свергать. Причем прибалтийское государство осознанно готово действовать даже в ущерб собственным экономическим интересам. Ведь такое поведение настолько разозлило А.Лукашенко, что он повел речь о том, чтобы направить белорусский транзит в обход Литвы.
Мессианский комплекс
Почему Литва так рьяно вмешалась в дела соседнего государства? Вильнюс обуян мессианскими комплексами. При этом, что занимательно, интересы белорусских и литовских националистов парадоксальным образом сходятся в настоящее время, но грозят обернуться непримиримыми противоречиями в будущем. И тех и других объединяет легенда, мифологизированное представление о Великом княжестве Литовском, существовавшем с XIII по XVIII век. Одно время оно являлось крупнейшим государством Европы, частично объединив в своих пределах земли нынешних России, Белоруссии, Литвы и Украины. Современные поклонники ВКЛ рассказывают, что оно, дескать, было одним из самых свободных, передовых и демократичных государств своего времени – в пику «деспотической Московии».
И сейчас националисты Литвы и Белоруссии заявляют о своем желании воссоздать ВКЛ. Вот только свою роль в нем видят они по-разному. Современные литовцы, естественно, объявляют себя главными историческими наследниками ВКЛ. Совершенно по-другому смотрят на это дело белорусские «змагары». По их мнению, Великое княжество Литовское, большую часть населения которого составлял отнюдь не балтский, а славянский этнос, являлось предтечей современной Беларуси. Себя белорусские националисты называют «литвинами», а нынешних литовцев, как они их называют, «жмудь», считают практически самозванцами. Дескать, «жмудь» украла у «литвинов» имя, историю и часть территории. Таким образом, усиление белорусского национализма чревато проблемами именно для самой Литвы.
Но это, возможно, произойдет когда-либо в отдаленном будущем, а пока прибалтийская республика играет на ближнюю перспективу. Там не скрывают своих намерений максимально оторвать Белоруссию от России, в силу чего Литва максимально вкладывается в развитие «белорусского национального сознания». В этом плане знаменательное событие имело место в прошлом году, когда в Вильнюсе состоялась торжественная церемония перезахоронения политических деятелей XIX века Сигизмунда Сераковского и Кастуся (Константина) Калиновского. Оба являлись вожаками поднятого польской шляхтой антироссийского восстания 1863-64 гг., сражались с оружием в руках, были повешены по приговору военного суда и похоронены тайно. В 2017-м археологи нашли в Вильнюсе останки Сераковского и Калиновского и идентифицировали их.
Церемонию перезахоронения 19 ноября 2019 года постарались обставить максимально пафосно: гробы с останками сопровождала под барабанный бой рота почетного караула, на панихиде присутствовали президенты Литвы и Польши Гитанас Науседа и Анджей Дуда, бывшая глава литовского государства Даля Грибаускайте, а также вице-премьер Белоруссии Игорь Петришенко, митрополит Тадеуш Кондрусевич.
Белорусские власти попытались перехватить идеологический посыл события, МИД страны назвал Калиновского «значительным историческим деятелем». Но все равно церемония стала своеобразным смотром сил противников режима Лукашенко. К этому времени в Вильнюс съехались много белорусских националистов, поднявших бело-красно-белые флаги. Они рассказывали литовской прессе, что хоронят «героев борьбы за независимость», а оппозиционный белорусский политик Павел Северинец выкликнул бандеровский лозунг «Герои не умирают». Также среди присутствующих были замечены вожаки белорусской оппозиции Станислав Шушкевич, Григорий Костусев, Николай Статкевич, Владимир Некляев. «Жыве Беларусь!» – периодически начинали кричать в толпе.
Действие и противодействие
Для оппозиционной белорусской молодежи Литва все последние годы считалась «территорией свободы», а поездки на выходные в Вильнюс – обычным делом, благо до границы рукой подать. В Вильнюс тянутся не только молодые змагары, но и фигуры калибром покрупнее – «политические туристы», которых принимают зачастую на самом высоком уровне. Политолог Александр Носович отмечает, что столица Литвы стала для ряда белорусских оппозиционных партий фактически вторым домом. «Там разместили свои отделения Белорусская социал-демократическая партия, Белорусский народный фронт, общественная инициатива "Говори правду". Многие функционеры этих организаций ездят из Вильнюса в Минск фактически на работу», – констатирует Носович.
Литва стала и штаб-квартирой многочисленных некоммерческих фондов, работающих с белорусской оппозицией. Среди них: действующие на гранты из США и Евросоюза Белорусский институт стратегических исследований, Белорусский дом прав человека, Дом единой Беларуси, Независимый институт социально-экономических и политических исследований и наиболее известный из структур такого рода Европейский гуманитарный университет.
К слову, в ЕГУ, который в свое время выгнали из Белоруссии и приютили в Вильнюсе, обучаются около 2 тысяч студентов (95% – белорусы), в основном они ездят на учебу из Минска. В состав общего собрания учредителей ЕГУ входят институт «Открытое общество» (Фонд Сороса), фонд «Евразия», Фонд Аденауэра, Freedom House. Среди прочего учащимся этого университета преподавали техники «ненасильственного сопротивления». Власти Литвы совершенно не скрывают своей поддержки белорусской несистемной оппозиции.
«Поддержка формирования в Беларуси гражданского общества является одной из целей внешней политики Литвы, поэтому в нашей стране предоставлены возможности для работы примерно ста белорусским неправительственным организациям. Инвестиции в тех молодых белорусов, которые учатся в ЕГУ, в их умы, в знакомство с демократией не пройдут даром и окупятся в будущем», – открыто заявила в ноябре 2019-го советница президента Литвы по внешней политике Аста Скайсгирите.
Когда в Белоруссии начался свой вариант «майдана», Литва начала всячески помогать белорусской оппозиции. Именно там нашла приют самопровозглашенная «президент Белоруссии» Светлана Тихановская, отсюда она рассылает свои пламенные послания. Литва вводит санкции против представителей белорусских властей, требует от А.Лукашенко «уйти добром, пока не поздно», добивается от международных структур, чтобы те надавили на Минск.
И в какой-то момент терпение Лукашенко лопнуло. До сих пор Литва получала большой доход от идущего из Белоруссии транзита, но, похоже, в скором времени это закончится. Пусть и с оговорками, глава РБ заявил о планах переориентации белорусских транзитных потоков на порты России.
В настоящий момент Клайпеда считается самым успешным и наиболее динамично развивающимся портом в Прибалтике – в значительной степени именно благодаря белорусам. Именно этот порт может понести большой урон в случае ухода белорусского транзита. Политолог А.Носович подчеркивает: о том, чтобы ради спасения Клайпеды скорректировать свою политику по отношению к Белоруссии, в Вильнюсе не ведут и речи. Хотя не секрет, что последствия окажутся самыми негативными, ведь этот порт прямо или опосредованно обеспечивает занятость 58 тысяч человек. «Все население Клайпеды – 150 тысяч человек. То есть порт обеспечивает работой каждого третьего. Это градообразующее предприятие. Если Лукашенко выполнит свою угрозу и заберет у Литвы белорусские грузы, клайпедский порт разом потеряет более трети грузопотока. К этому нужно добавить спровоцированный пандемией коронавируса экономический кризис в Литве, где сегодня остался без работы каждый седьмой, вызванное этим падение покупательной способности и потребительского спроса… Вот уже и вырисовывается реальная перспектива банкротства клайпедского порта», – предупреждает Носович.
Доигрались!
В Прибалтике признают, что угрозы Лукашенко о выводе транзита из Литвы – более чем реальные. «Мне кажется, это не заставит себя долго ждать. И российские, и латвийские порты обладают достаточной пропускной способностью для обработки этих грузов. И таких портов немало. Переориентация не заставит себя долго ждать, особенно в сторону России, где таможенные процедуры (для белорусов. – Ред.) не нужны», – говорит литовский министр экономики и инноваций Римантас Синкявичюс. Действительно, отсутствие таможенных проволочек искупает те неудобства, которые связаны с тем, что через российские порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области везти белорусские грузы нужно дольше, чем через Литву, на 100-200 километров.
Собственно, сама по себе перевозка – это меньшая часть затрат. В целом итоговая цена включает в себя портовые, транзитные, инвестиционные сборы, стоимость оформления грузов, таможенные процедуры и так далее. К слову, еще в 2017 году Владимир Путин поставил задачу договориться с Минском о транспортировке белорусских нефтепродуктов, полученных из российской нефти, через российские порты и железные дороги. Уже тогда российские эксперты говорили, что переориентация нефтетранзита – это пробный шар, за которым последуют следующие шаги в том же направлении. Российские портовики мечтали о том, чтобы в идеале Клайпеда и другие прибалтийские гавани лишились белорусских заказчиков вовсе. И вот теперь их мечты начинают исполняться.
Другими словами, Вильнюс, сознательно обостряя отношения с Минском, играет во вред себе и на пользу России. В странах Балтии поиски во всевозможных местах «руки Москвы» превратились уже в вид национального спорта, а сейчас, получается, власти Литвы сами выступают в качестве этой самой «руки». Неужели они этого не осознают? Впрочем, по словам А.Носовича, руководство той же Литвы вполне готово пойти на жертвы, поскольку для него первична геополитика, а не экономика. «Развал Советского Союза пошел с литовского "Саюдиса", и с тех пор литовский истеблишмент живет с мыслью, что раз уж он начал разрушение СССР, то теперь должен довести этот процесс до конца. В этом и состоит историческая ценность Литвы для "свободного мира" – содействовать окончательной дезинтеграции постсоветского пространства, не дать "империи" возродиться. Такой подход объясняет необъяснимые в иных случаях действия Вильнюса вроде всемерной поддержки Михаила Саакашвили в Грузии в 2000-е годы или содействия "европейскому выбору" Украины в 2010-е», – объясняет политолог. Проблема лишь в том, что расплачиваться за геополитические игрища властей стран Балтии будут не те, кто ими увлекается, а простые литовцы…
Так почему же Литва действует именно так – во вред себе же? Оппозиционный литовский политик, бывший депутат самоуправления Клайпеды Вячеслав Титов сказал «Ритму Евразии», что на самом деле Литва поступает таким образом достаточно часто. «Конфронтация с Россией также ведется против экономических интересов Литвы. В Вильнюсе всецело надеются на дотации ЕС – дескать, добрая Европа должна возместить литовцам те потери, что они несут из-за своей борьбы за демократию в соседних странах. В сущности же, Литва запланирована как буферная зона. За последние годы в нашей стране целеустремленно и последовательно подрывают ее экономику. Закрыли атомную электростанцию в Игналине с самым дешевым в мире электричеством. Загубили рыболовный и торговый флот. Передали с доплатой нефтеперерабатывающий завод в Мажейкяе американской компании, которая довела его буквально до ручки. Список можно продолжать. А что до ситуации с Белоруссией, так литовские правители привыкли к безнаказанности. Наблюдая за их действиями, не устаю удивляться. Так нагло вмешиваться в результаты выборов соседнего государства и еще принимать резолюции о том, кого теперь Литва видит лидером Белоруссии! По этой логике Белоруссия теперь может назначить вместо нынешнего литовского президента Гитанаса Науседы другого лидера Литвы. К чему мы катимся?»
Ритм Евразии. 05.10.2020