Киргизия потеряла президента
Марина Коваленко; Кабай Карабеков, Бишкек
Власти Киргизии пытаются стабилизировать ситуацию в республике, где от протестов пострадали уже больше 1 тыс. человек. Силовые структуры в четверг закрыли границы для выезда должностных лиц и объявили себя «вне политики». При этом о возвращении к работе заявили подавшие ранее в отставку премьер-министр Кубатбек Боронов и мэр Бишкека Азиз Суракматов. Так или иначе, положение президента Сооронбая Жээнбекова остается шатким — ему по-прежнему грозит импичмент. При этом о том, где находится глава республики, не знают ни в МВД страны, ни в Совете безопасности, ни в Москве. Комментируя ситуацию в Киргизии, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал ее похожей на «бардак и хаос». Ближе к ночи Сооронбай Жээнбеков заявил, что готов уйти с поста президента после того, как «ситуация вернется в правовое русло».
Утро четверга в Киргизии началось с поисков главы государства. «Местонахождение президента Киргизии Сооронбая Жээнбекова и премьер-министра Кубатбека Боронова неизвестно»,— сообщил агентству «Интерфакс» заместитель главы киргизского Совета безопасности Омурбек Суваналиев. Он напомнил, что за время протестных акций, начавшихся из-за несогласия с результатами парламентских выборов 4 октября, первые лица страны не появлялись на публике. И. о. главы МВД Курсан Асанов заявил агентству ТАСС, что в ведомстве тоже не знают, где президент.
«Мы его не ищем, сейчас много другой работы. Главное — обеспечить порядок»,— добавил он.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков признал, что и в Москве тоже не знают о местонахождении господина Жээнбекова, но заверил, что на территории РФ его точно нет. Комментируя же в целом происходящее в Киргизии, господин Песков отметил: «Ситуация напоминает бардак и хаос».
В пресс-службе президента Киргизии предприняли попытку успокоить граждан, отметив, что Сооронбай Жээнбеков в Бишкеке, но в подробности вдаваться не стали. Его послания транслируются через сотрудников аппарата. «Президент еще раз подчеркнул, что сейчас для него главная задача — вернуть ситуацию в стране в правовое русло. Он еще раз подчеркнул, что в стране сейчас легитимный президент, а также легитимный парламент страны»,— сообщила ТАСС пресс-секретарь главы киргизского государства Толгонай Стамалиева, описывая его телефонный разговор с новоизбранным спикером парламента Киргизии Мыктыбеком Абдылдаевым. Что же касается планов президента, то она сообщила «Интерфаксу», что в добровольную отставку глава государства точно не собирается. Впрочем, ближе к ночи было обнародовано заявление господина Жээнбекова, в котором говорилось: «Нам нужно как можно быстрее вернуть сложившуюся ситуацию в правовое русло. После того, как будут утверждены легитимные руководители органов исполнительной власти и страна встанет на путь законности, готов уйти с поста президента Киргизской Республики».
Укрепление легитимности власти — это главная задача, которая стоит перед Сооронбаем Жээнбековым. В этой связи президенту важно заручиться поддержкой господина Абдылдаева.
Без подписи спикера начать процесс импичмента, за что выступает ряд депутатов парламента, будет проблематично. По конституции Киргизии, основанием для отставки президента должно стать обвинение в преступлении, подтвержденное заключением Генпрокурора. Для этого нужно также создать парламентскую комиссию, собрав подписи 40 депутатов и спикера.
В среду вечером парламентарии пытались, но не смогли начать процесс вынесения импичмента господину Жээнбекову. С инициативой выступили члены оппозиционного Народного координационного совета, которые поддерживают в том числе люстрацию чиновников и роспуск парламента. «Все собравшиеся на заседание подписали документ (для начала процедуры.— “Ъ”),— сообщила депутат Эльвира Сурабалдиева.— А спикер — нет». Хотя Мыктыбек Абдылдаев и сделал это, в беседе с президентом он занял однозначную позицию. «Абдылдаев призвал президента принять в кратчайшие сроки решение для выхода из сложившейся тяжелой ситуации в стране»,— сообщила пресс-служба киргизского парламента и отметила, что спикер предупредил своего собеседника: некоторые депутаты начали процедуру отстранения его от должности, а «страна не может жить в режиме ожидания». Таким образом, будет ли спикер парламента и дальше препятствовать отставке президента — вопрос открытый.
О попытках руководства Киргизии добиться хоть какой-то стабилизации свидетельствует тот факт, что некоторые политики, сначала заявившие о своей отставке, отказались от своих слов и вернулись к работе. Среди них оказался и премьер-министр Киргизии Кубатбек Боронов, о добровольной отставке которого сообщали местные СМИ, и мэр Бишкека Азиз Суракматов. Глава Совета безопасности Омурбек Суваналиев заявил в четверг «Интерфаксу»: господин Боронов уверяет, что в отставку не подавал. А советник мэра Бишкека Гуля Алмамбетова, которая первая сообщила в Facebook о его отставке, рассказала тому же агентству: «Мэр прислушался к призыву горожан и вернулся».
Вернуть республику к нормальной жизни пытаются и силовые структуры.
Как сообщил “Ъ” Омурбек Суваналиев, Совбез в четверг издал распоряжение для Погранслужбы республики не выпускать определенных должностных лиц из страны.
При этом в соцсетях стала распространяться информация, что это было сделано, чтобы не дать президенту покинуть страну. Господин Суваналиев отрицает это: «Совет безопасности не может помогать определенным политическим группировкам по одной простой причине: нам, военным, сейчас нужно стабилизировать ситуацию в стране, она крайне тяжелая».
Собеседник “Ъ” обратил внимание на то, что сейчас все партии борются за должности премьер-министра и спикера парламента. Усугубляет ситуацию и путаница с отставкой и избранием новых чиновников. «У нового премьер-министра (оппозиционера Садыра Жапарова, которого на этот пост накануне выдвинул ряд депутатов.— “Ъ”) нет подтверждающих документов о его избрании, нет указа президента о его избрании, нет соответствующего письма от спикера парламента,— возмутился Омурбек Суваналиев.— Поэтому мы (Совбез.— “Ъ”) были вынуждены провести заседание, куда пригласили все военные структуры страны, и объявить, что мы вне политики».
То есть задачу разбираться с тем, кто в стране сейчас все-таки возглавляет правительство и ряд других ключевых органов власти, силовики возложили на самих политиков.
Коммерсантъ. 09.10.2020