Какие риски в первую очередь нужно преодолеть Таджикистану - Мигранян
14 октября Центральная избирательная комиссия Таджикистана окончательно утвердила результаты подсчета голосов на выборах президента. Эмомали Рахмон в пятый раз переизбрался на пост президента Республики Таджикистан. Предвыборная программа его еще как кандидата в президенты включала и план для устойчивого развития экономики. С чем придется столкнуться государству и избранному лидеру Таджикистана в ходе реализации программы экономического развития – объяснила заведующая отделом экономики Института стран СНГ Аза Мигранян.
Эксперт подчеркнула, что самое главное сегодня для республики и ее экономики – стабильность. Однако для существующих институтов и процессов, в том числе экономических, есть ряд нарастающих угроз.
Угроза консервации
Если в экономике нет какого-то драйвера развития, то стабильность может сыграть как фактор консервации
Эксперт подчеркнула, что ситуация в экономике Таджикистана подтверждает данный тезис в полной мере. «Здесь не помогли усилия международных структур, которые пытались войти в страну с реформами по развитию МСБ, по формированию конкурентной среды», – сетует она.
По мнению А.Мигранян, важно провести ряд реформ, направленных на разрешение большей свободы предпринимательской активности и снижение административного фактора давления и регулирования.
Диверсификация инвестиций
У таджикской экономики есть серьезные риски повторение модели туркменской экономики, когда республика полностью может попасть под т.н. называемую «моно» внешнюю кредиторскую задолженность. Монополистом в данном случае будет выступать Китай
Эксперт отмечает, что сегодня структура внешней задолженности Таджикистана, конечно, выглядит равномерно-распределенной между разными кредиторами. Однако на деле картина по странам резко разнится.
Китайские инвестиции и вливания поступают/даются только на прагматичных и жестко оговоренных условиях, и только в наиболее доходные отрасли экономики, у которых срок окупаемости достаточно высок, есть строгий контроль по осваиванию этих ресурсов
Китаю интересны самые доходные отрасли в экономике РТ – добывающая отрасль и энергетика. «В противовес, социально-гуманитарная инфраструктурная направленность инвестиций России и других партнеров не характеризуется высокой степенью отдачи», – отмечает эксперт.
Если же на нынешнем сроке президентства Эмомали Рахмона Таджикистан не начнет политику диверсификации своих отношений с партнерами, то экономике может грозить уже туркменский сценарий.
Китайский фактор
В связи с китайским фактором для страны есть сразу несколько угроз.
«Первая проблема безопасности – формирование финансовой безопасности. Кредиторская задолженность по уровню госдолга Таджикистана достаточно высока», – считает завотделом экономики Института стран СНГ.
Второй риск – продовольственная безопасность РТ. Она характеризуется растущими объемами импорта продовольствия, в т.ч. китайского. «Третий вызов является следствием первого и второго рисков – рост зависимости именно от китайского Эксимбанка», – подчеркивает А.Мигранян.
Наконец, есть риск деградации самой экономики, которая пока больше усиливается в сторону экспорта даже не столько сырьевых ресурсов, а экспорта трудовых ресурсов.
Резюмируя, эксперт заключила, что новый срок президентских полномочий сопряжен с необходимостью решения всех указанных рисков, и именно этот фактор будет определяющим в дальнейшем для сохранения стабильности политической ситуации.
Возможности в ЕАЭС
Говоря о возможности присоединения Таджикистана к ЕАЭС, Аза Ашотовна заключила, что здесь мог бы быть использован опыт вступления Кыргызстана, которому был предложен серьезный инвестиционный ресурс в виде Российско-Кыргызского Фонда развития.
Возможно, мощный инвестиционно-подержанный пакет по совместному развитию промышленного сектора, реального сектора экономики республики был бы привлекателен для Таджикистана
Здесь также важно понимать, что при условии растущего спроса на такую продукцию, необходимо наличие прямого коридора, а значит «мы должны говорить о решении Узбекистана о взаимодействии с ЕАЭС, так как разница в режимах таможенного регламентирование будет принуждать к этому шагу».
Эксперт подчеркнула, что решение любых вопросов о вступлении в проект двустороннее – то есть определяется не только страной-претендентом, но и странами-участницами ЕАЭС. Ими же всегда будет оцениваться привлекательность, то есть экономическая выгода, которую можно получить в сотрудничестве с новым партнером по интеграции.
Экспертный комментарий был взят с полей онлайн-конференции «Итоги президентских выборов в Таджикистане – сквозь призму российско-таджикских отношений».
ИАЦ МГУ. 15.10.2020