Глава МИД Киргизии: Россия сыграла важную роль в стабилизации ситуации в республике
Новый глава МИД Киргизии Руслан Казакбаев в своем первом интервью после вступления в должность 14 октября в интервью ТАСС подчеркнул роль России в стабилизации положения в республике после парламентских выборов, заявил о твердой приверженности Бишкека договоренностям с Москвой и предстоящих контактах в российской столице.
— Руслан Айтбаевич, какие планируются контакты с российской стороной в ближайшее время?
— Несмотря на пандемию, в 2020 году нашим странам удалось провести часть основных запланированных мероприятий в рамках перекрестного года. Достигнута договоренность с российской стороной об актуализации мероприятий перекрестного года с учетом их проведения по мере стабилизации эпидситуации и переносом официального закрытия на 2021 год.
По нашему межмидовскому плану запланирован официальный визит министра иностранных дел Кыргызстана в Россию в конце октября. В связи с политической ситуацией в Кыргызстане в поствыборный период некоторые планы изменились, но, несмотря на это, я был рад получить приглашение от министра иностранных дел России Сергея Викторовича Лаврова посетить Российскую Федерацию с официальным визитом в конце недели — 23 октября. Сегодня-завтра у меня будут консультации по этому вопросу. С большой вероятностью я поеду в Москву 23 октября.
Для нас это очень важно, потому что Российская Федерация сыграла немаловажную роль в стабилизации ситуации в поствыборный период. Прилетал замруководителя администрации президента РФ господин [Дмитрий] Козак. Мы очень рады, что конструктивным политическим силам, политическим партиям Кыргызстана, интеллигенции, Совету старейшин удалось перевести политическую ситуацию в Кыргызстане в конституционное правовое русло.
— Есть ли информация о визите исполняющего обязанности президента Киргизии, премьер-министра Садыра Жапарова в Москву?
— Думаю, это мы будем обсуждать в ходе моего визита в Москву.
— Какие основные барьеры и препятствия для взаимодействия в рамках ЕАЭС вы видите?
— С РФ как со стратегическим партнером и союзником наряду с контактами на двусторонней основе мы осуществляем взаимодействие в рамках ЕАЭС, СНГ, ШОС, ОДКБ, а также международных универсальных организаций. Из них для Кыргызстана, конечно, наиболее важное на экономическом направлении — это ЕАЭС. На мой взгляд, это хороший плодотворный союз, взаимовыгодное сотрудничество стран ЕАЭС без каких-либо барьеров и препятствий. Конечно, у каждого члена ЕАЭС, у наших партнеров могут быть свои интересы. На разных площадках идут порой различные споры и дискуссии, но это нормальное явление, потому что ЕАЭС всего шесть лет, это молодая организация.
Кыргызстану это приносит, конечно, свои большие плюсы. Но, так как организации всего шесть лет, некоторые страны на различных площадках, с учетом ранее подписанных договоренностей в рамках других организаций, продолжают защищать свои интересы, и иногда это наносит некий ущерб. Например, определены четыре свободы перемещения — капитала, товаров, трудовых ресурсов, услуг. Но порой наших граждан, которые находятся в РФ, Казахстане и других странах ЕАЭС из-за каких-то мелких нарушений высылают обратно в Кыргызстан. Чтобы защитить свою безопасность, некоторые наши партнеры закрывают границы, усиливают таможенный и фитосанитарный контроль. Происходит, я бы сказал, внезапное усиление контроля, закрытие границ или усложнение свободного перемещения товаров, трудовых ресурсов.
— Планирует ли Киргизия закрывать свои границы в связи со второй волной пандемии коронавируса?
— В Кыргызстане, как и других странах СНГ, пандемия изменила всю жизнь. Она многое меняет и в мире, и в регионе, в стране и, наверное, в семье каждого человека. Нам на помощь первыми пришли наши соседи — Россия, Китай. Евросоюз оказал нам содействие, Турция. При помощи наших стратегических партнеров, соседей по региону, дружественных и братских стран нам удалось погасить или сдержать первую волну.
Хотя, к нашему большому сожалению, по мировой статистике пропорционально численности населения самая большая смертность была в Кыргызстане.
Наше прошлое правительство, особенно Минздрав, оказались не готовы встретить пандемию. Все страны были не готовы, но Кыргызстан оказался в критическом положении. Мы благодарны российскому правительству и лично президенту [Владимиру] Путину, российским медикам, которые приехали и оказали и техническую помощь, и консультативную, разработали протоколы лечения атипичной пневмонии — болезни, которая возникает в результате инфицирования коронавирусом.
Для нас было приятной новостью, что Россия разработала первую вакцину в мире. Конечно же, ни для кого не секрет, что мы ждем, что как только тестовые испытания закончатся, одними из первых ее получим мы — как стратегический партнер, как союзник.
На последней встрече Россия — Центральная Азия мы сказали, что ожидаем вторую волну. Границы мы не закрывали и не собираемся закрывать. Мы закрыли границу в начале пандемии только с Китаем, потому что основной поток товаров и трудовых ресурсов к нам прибывал из Китая. С партнерами по ЕАЭС мы границ не закрывали. К сожалению, были закрыты с их стороны, и мы об этом говорили на различных площадках в рамках ЕАЭС, СНГ. Я обратился к коллегам с призывом открыть авиасообщение, транспортные перевозки, свободное перемещение трудовых ресурсов. Конечно, с соблюдением санитарных норм, технических проверок, тестов. Но пандемия не должна быть причиной создания дополнительных преград для свободного перемещения трудовых ресурсов, товаров, услуг и так далее.
К сожалению, после распада СССР уровень экономического развития наших стран оказался неодинаковым с учетом различных внутренних ресурсов, внешних связей, человеческих ресурсов, территорий и так далее. Но дальше надо идти к сближению, это наша твердая позиция.
— Ведутся ли переговоры с РФ об увеличении числа авиарейсов между двумя странами?
— Сейчас рейсы между Кыргызстаном и РФ есть. Мы благодарны российской стороне за оказание содействия в перевозке наших мигрантов в Кыргызстан и автомобильным, и авиационным транспортом. Мы уже озвучивали российской стороне необходимость увеличения количества рейсов и восстановления их в ранее имевшемся объеме. Во время визита в Москву я обязательно подниму этот вопрос.
— Планируются ли переговоры о дополнительных привилегиях для граждан Киргизии, которые живут, работают или учатся в России?
— Мы благодарны России, что там работают и живут, по статистике Министерства миграции Кыргызстана, свыше 700 тысяч граждан республики, в Казахстане находятся от 50 тысяч до 150 тысяч кыргызов. Граждане Кыргызской Республики осуществляют трудовую деятельность на территории России. В соответствии с соглашениями в рамках ЕАЭС обладают определенными преимуществами, такими как отсутствие необходимости получать разрешение на работу, освобождение от постановки на миграционный учет в течение 30 дней с момента прибытия в Россию. Нам хотелось бы, чтобы этот период был увеличен. У нас между Россией и Кыргызстаном была практика, когда период освобождения от постановки на учет составлял до 90 дней.
В наших странах также существует взаимное признание документов об образовании. У детей трудовых мигрантов есть право на посещение детских садов и школ. За все это мы благодарны российской стороне.
Конечно, мы хотим максимума, чтобы по правам наших граждан приравняли к гражданам России, возможно, в вопросе получения каких-то социальных льгот, права устраиваться на работу.
Нашим гражданам в России в последние годы были предоставлены и другие преференции, такие как миграционные амнистии, реализованные в 2015, 2018, 2019 годах для тех, кто был выслан из России за некоторые правонарушения. Это десятки тысяч человек. Мы попросили о миграционных амнистиях для них и благодарны российским властям, что они на это пошли. Особенно в 2019 году для нас это было очень важно, учитывая политические процессы в Кыргызстане.
Важной преференцией является возможность использования кыргызского водительского удостоверения при осуществлении профессиональной деятельности. Это, конечно, большое преимущество для наших граждан.
С особой благодарностью необходимо отметить миграционные послабления, введенные российской стороной во время ограничений, действующих в связи распространением COVID-19. Мигранты из Кыргызстана оставались работать в РФ. Кроме того, им оказывалось содействие в возвращении в Кыргызстан, для этого предоставлялись авиарейсы. Конечно, их было мало, и в аэропортах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска наши граждане тысячами ждали вылета.
Вместе с этим остаются некоторые вопросы, касающиеся улучшения правового положения наших граждан в России, по которым ведется постоянный диалог. Во время моего визита мы тоже поднимем все эти вопросы. Речь идет о возможном облегчении процедуры постановки на миграционный учет, смягчении требований к административным проступкам, в качестве наказания за которые предусмотрены такие меры, как выдворение и запрет на въезд. Также о доступе членов семей трудящихся к программе обязательного медицинского страхования.
— Должно ли быть пересмотрено соглашение с РФ об авиабазе Кант?
— Это очень важный вопрос. Для начала я бы хотел сказать, что авиационная база в городе Кант функционирует в качестве авиационного компонента ОДКБ и размещается на безвозмездной основе. Положением о коллективных силах быстрого развертывания ОДКБ, компонентом которой является авиабаза в Канте, она предназначена для выполнения задач по обеспечению военной безопасности всех государств — членов ОДКБ, а также для участия в отражении внешней агрессии и проведения совместных контртеррористических операций. Присутствие российской авиабазы в городе Кант является гарантом обеспечения стабильности и безопасности в регионе. Хотел бы проинформировать о твердой и принципиальной позиции, что Кыргызская Республика остается полностью приверженной всем своим международным обязательствам и строгому выполнению всех ранее подписанных двусторонних и многосторонних договоров и соглашений.
Кыргызская Республика высоко ценит всеобъемлющий стратегический характер кыргызско-российского партнерства и нацелена на дальнейшее укрепление разноплановых связей с РФ.
Во избежание различного рода манипуляций, недостоверной информации, неверного толкования хочу подчеркнуть, что пересмотров ранее достигнутых обязательств и договоренностей по всему спектру двустороннего взаимодействия между Кыргызской Республикой и РФ не будет, включая авиабазу в городе Кант.
— Насколько серьезно стоит в Киргизии проблема экспорта терроризма из зон конфликтов на Ближнем Востоке и Афганистана?
— Проблема достаточно серьезная. Кыргызстан не понаслышке знает о борьбе с международным терроризмом, оборотом наркотиков, так как ни для кого не секрет, что один из путей наркотрафика проходит через территорию Кыргызстана. Компетентные органы Кыргызстана продолжают проводить активную работу как внутри республики, так и за ее пределами, в том числе в сотрудничестве со своими региональными, мировыми партнерами для предупреждения и пресечения возможности проникновения в страну идей, связанных с терроризмом и религиозным экстремизмом.
К сожалению, ситуация в Афганистане и на Ближнем Востоке все еще вызывает серьезную обеспокоенность. Мы особенно внимательно отслеживаем происходящее в соседнем Афганистане и со своей стороны оказываем содействие в соответствии с нашими возможностями в деле скорейшего достижения мира в этой стране.
Сотрудничество с основным стратегическим партнером — Россией — в данном направлении ведется достаточно тесно и активно, и на двусторонней основе, и на многосторонней основе: в рамках региональных организаций — ОДКБ, ШОС, антитеррористических центров двух стран. В частности, хотелось бы отметить, что афганская проблема в последнее время активно обсуждается с нашими российскими партнерами на всех уровнях, прежде всего в рамках двусторонних кыргызско-российских политических консультаций между МИД двух стран. Уверен, в ходе моего визита этот вопрос опять будет затронут.
— Как бы вы отреагировали на заявления главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу о том, что "террористическая организация ФЕТО" исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена имела влияние на события, произошедшие в октябре в Киргизии?
— Начну с самого главного. Кыргызская сторона готова сотрудничать со всеми своими стратегическими партнерами, со всеми членами региональных организаций, международных организаций в противодействии всем современным вызовам, в первую очередь — международному терроризму, наркотрафику, религиозному экстремизму.
Что касается этого заявления главы МИД Турции, Министерство иностранных дел Кыргызской Республики было бы признательно турецкой стороне за предоставление подробной доказательной базы относительно участия и роли членов организации ФЕТО в народных волнениях в Бишкеке в октябре 2020 года.
Хочу отметить, что Турция является важным партнером Кыргызстана. Двустороннее взаимодействие между Бишкеком и Анкарой имеет высокий статус стратегического партнерства. Братские исторические отношения между нашими народами должны развиваться только в позитивном и конструктивном русле. Если какой-то вопрос в наших отношениях является временной преградой для их развития, можно отодвинуть его на второй план и динамично укреплять взаимодействие в экономике, политике и других областях.
Каких-то нерешаемых вопросов в исторически братских отношениях стратегического партнерства не должно быть. В этой связи, несмотря на различные отзывы об истинно народных волнениях, произошедших в Кыргызстане, кыргызская сторона привержена планомерной целенаправленной работе по поступательному укреплению стратегического партнерства между Турцией и Кыргызстаном.
— Экс-президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков в своем прощальном обращении к народу страны сказал, что одной из главных его задач на посту главы государства, которую он так и не сумел выполнить, было строительство железной дороги Китай — Киргизия — Узбекистан? Планируется ли вернуться к этому проекту?
— Этот проект прорабатывается не первый год. Мы постоянно ведем переговоры на эту тему с властями КНР и Узбекистаном, со своим стратегическим партнером Россией. Нас связывают не только двусторонние отношения с нашими партнерами, но и многосторонние — в рамках интеграционных объединений. Поэтому подобные проекты правильно обсуждать в многосторонних форматах.
Развитие и расширение транспортного сектора является ключевым фактором экономического роста, социального благополучия любой страны. И для Кыргызстана это тоже немаловажно. Кыргызская Республика располагается в самом центре Евразийского континента и имеет выгодное географическое расположение, что дает ей возможность для доступа на большие рынки соседних стран. Таким образом, Кыргызстан занимает стратегическое положение, является одним из главных маршрутов транзита через Центрально-Азиатский коридор, который связывает страны Азии и Европы.
С учетом данных обстоятельств кыргызская сторона придает важное значение проекту строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, которая представляет собой один из наиболее перспективных трансконтинентальных транспортных коридоров. В плане превращения Кыргызстана из тупиковой страны в транзитную хотел бы особо отметить важность развития железнодорожных транзитных и внутренних путей по всей территории страны для укрепления ее транспортной независимости и диверсификации грузового и пассажиропотоков. Этому проекту мы придаем особое значение.
В этом проекте заинтересована и российская сторона. В ходе последней конференции "Центральная Азия плюс Россия" это отметил мой коллега Сергей Лавров, указав, что российская сторона заинтересована в продолжении четырехсторонних переговоров по этому проекту.
Беседовали Андрей Берец и Михаил Егиков
ТАСС. 20.10.2020