«Восьмерка» бьет «семерку»
Елена Черненко
На фоне очередного обострения в отношениях с Западом Россия продолжает укреплять связи со своими евразийскими партнерами: в Москве прошло заседание Совета министров иностранных дел Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Дипломаты говорили об укреплении экономических связей, транспортно-логистических проектах, совместных усилиях в борьбе с терроризмом и наркотрафиком. И если бы журналисты не спросили главу МИД РФ Сергея Лаврова о ситуации вокруг Алексея Навального, то на встрече евразийской «восьмерки» об оппозиционере никто бы и не вспомнил.
Министрам иностранных дел стран—членов ШОС предстояло подготовить саммит глав государств и правительств организации, который намечен на ноябрь. Делали дипломаты это «вживую», хоть встреча в верхах и пройдет в онлайн-режиме. Изначально планировалось, что саммит состоится в июле в Санкт-Петербурге, но из-за пандемии коронавируса его сначала перенесли на осень, а потом и вовсе трансформировали в формат видеоконференции.
Президент РФ Владимир Путин приветствовал в Москве глав МИДов восьми входящих в ШОС стран (помимо России это Индия, Китай, Казахстан, Киргизия, Пакистан, Таджикистан и Узбекистан) тоже по видеосвязи. Россия завершает свое председательство в ШОС, и, как признал президент РФ, из-за коронавируса не все из более 90 намеченных на этот период мероприятий удалось провести. Но большинство так или иначе все же состоялось. Осталось провести саммит.
Владимир Путин подчеркнул, что усилия ШОС востребованы в самых разных сферах. «Особого внимания со стороны ШОС требует ситуация в сфере безопасности в Евразии и сопредельных регионах»,— заявил он. И уточнил, о чем речь: «Остается напряженной обстановка в Афганистане, не утихают конфликты на Ближнем Востоке и севере Африки. Серьезную угрозу представляет терроризм, растет незаконный оборот наркотиков, оргпреступность и киберпреступность». Об обострении конфликтов между странами—членами ШОС, прежде всего Индией и Китаем, российский президент тактично умолчал.
Многое, по его словам, «еще необходимо сделать для расширения взаимодействия стран ШОС в области экономического сотрудничества, выстраивания технологических партнерств и единой транспортно-логистической инфраструктуры, перехода на национальные валюты во взаиморасчетах». По некоторым из этих тем членам организации удалось достичь прогресса, что будет зафиксировано в подготовленных к саммиту документах.
Владимир Путин особо отметил, что все больше стран и международных структур проявляют интерес к совместной работе с ШОС. «Мы с вами получили 16 заявок на вступление в нашу организацию в качестве государств-членов, получение статуса наблюдателя или партнера по диалогу. Это является подтверждением того, каким авторитетом пользуется наша организация в мире»,— сказал он, обращаясь к главам МИДов.
Позже российский министр иностранных дел Сергей Лавров уточнил, что в ходе саммита будет подписан меморандум о взаимопонимании между секретариатом ШОС и Евразийской экономической комиссией.
О приеме же в организацию новых полноправных членов на текущем этапе, по данным информированных источников “Ъ”, речь не идет.
Наблюдателями при ШОС являются Афганистан, Белоруссия, Иран и Монголия. Иран подал заявку на вступление в ШОС еще в 2008 году. До 2015 года ее не могли одобрить из-за действовавших в отношении него санкций ООН. В результате заключения иранской ядерной сделки международные санкции были сняты, однако появилась другая проблема: Иран рассорился с Таджикистаном, который в ответ заблокировал его заявку на членство в ШОС. Причиной разлада послужили контакты иранского руководства с представителями запрещенной в Таджикистане Партии исламского возрождения. Урегулировать вопрос пока не удается.
Афганистан подал заявку на вступление в 2015 году. И вроде бы против него никто не возражает, но в документах организации сказано, что новые члены должны вносить вклад в укрепление безопасности ШОС, а с безопасностью у Афганистана все плохо.
Монголия и Белоруссия заявок на членство не подавали.
Партнерами по диалогу ШОС являются Армения, Азербайджан, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка. По данным “Ъ”, есть вероятность, что в обозримой перспективе первые две страны получат статус наблюдателя.
У каждой из стран свои причины стремиться к сближению с ШОС. Иран, например, в свое время надеялся таким образом преодолеть международную изоляцию, а Афганистан — подключиться к проектам в сфере безопасности и экономики. У стран—членов организации свои резоны укреплять сотрудничество с ШОС. Для России это важная площадка реализации евразийского вектора ее внешней политики. В условиях обострения отношений с Западом такие структуры особенно востребованны. Ведь если, скажем, западная «семерка» осудила Москву за ситуацию вокруг оппозиционера Алексея Навального, то на заседании евразийской «восьмерки» эта тема никого не интересовала.
Спросили о ней Сергея Лаврова только журналисты. Он ответил, что западные страны во главе с Германией и США выдвигают в адрес России ничем не подкрепленные обвинения. Но «верить им на слово» Москва не готова. «Когда Арнольд Шварценеггер (в "Терминаторе".— “Ъ”) говорил "trust me" (англ. "доверься мне".— “Ъ”), гораздо больше шансов довериться ему, чем тем, кто сейчас пробует в Шварценеггера играть уже на мировой сцене»,— сказал Сергей Лавров.
К евразийским партнерам у России сейчас доверия явно больше.
Коммерсантъ. 11.09.2020