Русь Белая и совсем горячая
Кирилл Кривошеев
Власти Белоруссии приступают к полномасштабной зачистке оппозиционеров — даже тех, кто действует давно и легально. Такой вывод можно сделать из заявлений президента Александра Лукашенко и его помощника Валерия Бельского. Они осудили требование о проведении повторных президентских выборов и дали понять, что в отношении тех, кто его выдвигает, могут быть приняты жесткие меры. Тем временем Светлана Тихановская, которую в ряде стран считают победителем президентских выборов, готовит ответный удар. В ее штабе составляют «список Александра Тарайковского» — в память о первом погибшем на акциях протеста. В список войдут причастные к пыткам, незаконным арестам и издевательствами над задержанными. Цель — введение международных санкций против фигурантов списка и в дальнейшем привлечение их к суду.
В четверг белорусские власти рассказали, что нужно было делать оппозиционерам, чтобы не сталкиваться с противодействием государства. Об этом написал помощник президента страны Валерий Бельский в своей статье, опубликованной на сайте агентства «Белта». «Если протестное движение хочет стать реальной политической силой, оно должно оформиться в легальный институт. Другого пути нет. Правда, "лидеру нации" (так чиновник иронично называет оппозиционного кандидата на выбрах-2020 Светлану Тихановскую.— “Ъ”) предсказуемо не понравилась идея,— пишет господин Бельский.— Считаю, организаторам на этом этапе даже нужно было помочь — предоставить помещения для проведения региональных собраний, юридическую помощь по подготовке устава. Но где они? Что они могут и чего хотят?».
Отдельно господина Бельского возмутил тот факт, что о создании партии «Вместе» члены штаба не допущенного до выборов кандидата в президенты Виктора Бабарико объявили уже после начала уличного противостояния. «То есть законный способ участия в политической жизни страны оставлен на потом в качестве резервного,— пишет он.— По нисходящей: силовой захват через уличные акции — давление различных несогласных, забастовки, саботаж, паралич власти и "мирная" ее передача с использованием координационного совета — политическая партия, которая будет бороться за власть в рамках правового поля. А начать с этого нельзя было?» Стоит отметить, что в числе тех, кто подал ему идею статьи, Валерий Бельский назвал двух российских публицистов, выступающих на государственных телеканалах,— Владимира Соловьева и Армена Гаспаряна.
Впрочем, как следует из высказываний самого господина Лукашенко, сделанных накануне, совет Валерия Бельского пригодится лишь на следующих очередных выборах.
Действующий президент Белоруссии дал понять, что идею повторных президентских выборов считает недопустимой. Напомним, что по данным ЦИК Белоруссии, 9 августа Александр Лукашенко переизбрался на шестой президентский срок с более чем 80% голосов в свою пользу. Между тем оппозиционеры категорически не согласны с этим результатом, и повторные выборы — их ключевое требование.
За поддержку идеи проведения повторного голосования могут пострадать не только члены координационного совета оппозиции (шесть из семи членов его президиума и так находятся либо под стражей, либо за рубежом), но и старые оппозиционные партии, имеющие и устав, и региональные отделения. Накануне 10 из 15 зарегистрированных в Белоруссии политических сил, среди которых есть как прозападные, так и пророссийские, выступили с единым заявлением. В нем они требуют от власти «принять исчерпывающие меры по борьбе с насилием» и «организовать диалог» по вопросу проведения новых выборов в течение полугода.
«Но мы же понимаем, что это не партии,— заявил господин Лукашенко в среду, во время выступления перед политическим активом страны,— когда десять из них отклонились от своих уставов, задач и требуют новых выборов. Министру юстиции поручаю тщательно посмотреть на все партии, соответствуют ли они требованиям по численности, структуре, работают ли по своему уставу. Надо провести их перерегистрацию».
В самих партиях это было воспринято как прямая угроза. По их мнению, под видом перерегистрации власть намерена их попросту ликвидировать. «Что касается партии БНФ ("Белорусский народный фронт".— “Ъ”) и других оппозиционных партий, мы видим и понимаем, что теперь закон действует очень выборочно и защититься от возможных действий Минюста в судах будет просто нереально»,— заявил белорусскому порталу Tut.by зампред партии БНФ Алексей Янукевич, добавив, что ликвидация БНФ может быть как «частью тотальной зачистки общественно-политического поля», так и частью договоренностей с Москвой, предполагающих конституционную реформу и «расчистку пути для пророссийских партий».
По мнению зампреда по молодежной политике пророссийской Республиканской партии труда и справедливости Эльвиры Мирсалимовой, «власти подготавливают общественное мнение: вместо существующих политических структур, которые много лет последовательно отстаивали интеграцию с Россией, будет создана новая партия, провластная и покладистая, к которой в нужной ситуации и прилепят ярлык "пророссийская"». Однако такой расклад, по мнению собеседницы “Ъ”, будет выгоден как раз прозападным партиям, которые «щедро финансируются западными фондами».
«Риторика властей ставит целью заболтать проблему, сделать вид, что ситуация в стране никак не изменилась,— сказал “Ъ” член координационного совета оппозиции Александр Ярошук.— Они считают, что надо забыть о выходах сотен тысяч человек на протестные акции и вывести дискуссию на привычный для них трек: есть власть, и есть маргинальные политические партии, с которыми не о чем говорить. А признавать народ в качестве субъекта политического процесса они не хотят. Но ситуация уже принципиально иная».
Однако если белорусская оппозиция не находит собеседников среди властей своей страны, то за рубежом ее готовы слушать весьма охотно.
Так, в четверг Европарламент принял резолюцию, признающую координационный совет «временным представителем народа, требующим демократических перемен в Белоруссии». В документе содержится призыв к введению санкций против белорусских чиновников, а также к «проведению новых свободных и справедливых выборов как можно быстрее и под международным наблюдением». В МИД Белоруссии документ ожидаемо раскритиковали: «Мы разочарованы тем, как Европарламент, позиционирующий себя в качестве серьезной, объективной и демократической структуры, не смог найти в себе политической воли заглянуть дальше своего носа, преодолеть однобокость и не стать заложником расхожих штампов».
Координационный совет, в свою очередь, тоже оказал определенное содействие своим западным партнерам. Напомним, что Евросоюз намерен ввести санкции против некоторых белорусских чиновников и силовиков, а оппозиционеры хотят поучаствовать в составлении списка. «Нам передали имена и фамилии тех, кто пытает и избивает людей. Поэтому мы готовим отдельный список чиновников и силовиков, которые участвовали и продолжают участвовать в милицейском произволе. Мы назвали его "списком Тарайковского". Александр Тарайковский стал первой жертвой милицейского произвола,— говорится в обнародованном в четверг заявлении Светланы Тихановской.— В санкционный список войдут лица, причастные к пыткам, незаконным арестам и издевательствам над задержанными. Для идентификации виновных мы активно работаем с правозащитниками и проектом "Черная книга Беларуси". Мы передадим этот список в Украину, Турцию, Россию, страны Евросоюза и США. Список будет опубликован и будет постоянно расширяться».
Как заверила “Ъ” пресс-секретарь госпожи Тихановской Анна Красулина, о призывах к самосуду над участниками списка речь не идет.
«Мы действуем исключительно в правовом поле. Каждый должен понимать, что в новой Беларуси, к которой мы стремимся, будет действовать независимый суд и преступники обязательно понесут справедливое наказание. Пока у нас в стране закон не действует, поэтому мы обращаемся за восстановлением справедливости к тем странам, которые могут это сделать уже сейчас»,— заявила она. По мнению госпожи Красулиной, избежать самосудов позволят расследования преступлений, совершенных силовиками с момента начала протеста. «В Беларуси за страшные преступления — убийства, изнасилования, избиения, пытки в отношении мирных демонстрантов — не начато ни одного расследования,— напомнила она.— В отсутствие закона в обществе возникает огромный запрос на восстановление справедливости».
Коммерсантъ. 18.09.2020