Польша объявила новую охоту на российских авиадиспетчеров
Валерий Мастеров
Следователи Генеральной прокуратуры Польши направили в суд района Варшава-Мокотув ходатайство о временном аресте трех диспетчеров, которые дежурили во время катастрофы президентского Ту-154М в аэропорту Смоленск-Северный 10 апреля 2010 года. На борту лайнера, следовавшего на мемориальные мероприятия в Катынь, находились 96 человек, включая президента Леха Качиньского с супругой. Все они погибли. Польская сторона продолжает выдвигать абсурдные версии причин крушения и находит все новые уловки для перевода своего расследования в бесконечность. В Кремле негативно отнеслись к новым обвинениям, а в Совете Федерации сразу заявили, что Москва не выдаст диспетчеров.
Пресс-секретарь польской Генпрокуратуры Эва Бялик сообщила, что «обвинения, предъявленные диспетчерам, касаются умышленного доведения до авиакатастрофы, приведшей к смерти большого числа людей». Следует напомнить, что обвинения российским контролерам полета польского самолета впервые были предъявлены пять лет назад. В апреле 2017 года прокуратура вынесла постановление об их изменении – с непредумышленного приведения к катастрофе на умышленные действия.
Теперь в Польше считают, что вердикт суда о временном аресте авиадиспетчеров будет первым шагом к объявлению их в международный розыск с последующим принятием мер к задержанию и выдаче польским властям.
Фактически польские «свежие» обвинения российской стороне становятся еще одной составляющей все еще культивируемой Варшавой теории заговора, в результате которой и случилась трагедия под Смоленском. В апреле этого года польская краевая прокуратора, анализируя десятилетие расследования катастрофы, сообщила, что за этот период собрано 1,5 тыс. томов основных документов – более 600 тыс. страниц, допрошено около 1 тыс. свидетелей, проведены сотни осмотров.
В 2011 году Межгосударственный авиационный комитет обнародовал окончательный отчет, согласно которому непосредственной причиной катастрофы было признано решение экипажа идти на посадку, а не уходить на запасной аэродром в условиях плохой видимости, что предлагали диспетчеры. Отмечались недостатки в обеспечении полета и ошибки в действиях летного экипажа Ту-154М. К подобным выводам пришла и первая польская комиссия под руководством экс-главы МВД Ежи Миллера. Кроме того, руководитель польской госкомиссии по расследованию авиационных происшествий обращал внимание, что в кабине лайнера находился главнокомандующий ВВС генерал Анджей Бласик, что не могло не повлиять на психологическое состояние пилотов. Тем не менее нынешние власти раскручивают новое расследование, окончательного отчета по которому поляки, возмущенные многомиллионными на него затратами, ждут уже несколько лет. Всерьез выдвигалась версия взрыва заложенной во время ремонта в России термобомбы на борту еще до столкновения лайнера с землей. И все это, чтобы разоблачить «заговор» тогдашних глав правительств Дональда Туска и Владимира Путина, фотография которых на месте катастрофы стала весомым доказательством «удовлетворения сделанным». Впрочем, Главная военная прокуратура Польши опровергла выводы доклада парламентской комиссии, сообщив, что следов взрывчатки на обломках самолета обнаружено не было. Не нашли их и польские эксперты, неоднократно исследовавшие остающиеся в России до окончательного завершения следствия обломки.
И вот одна из новых версий – умышленные действия российских диспетчеров. Еще после первого предъявления обвинений диспетчерам экс-замгенпрокурора Рышард Стефаньский говорил, что довести их до польского суда практически невозможно. «Россия не выдает своих граждан. Это всегда политическое решение. Нет возможности заочно вести процесс в Польше без присутствия обвиняемых иностранцев. В этом случае преследование в Польше в отношении них должно быть прекращено в связи с постоянным препятствием, не дающим возможности их осуждения», – пояснил профессор уголовного права.
Независимая газета. 17.09.2020