Нерешительные меры: почему Совет ЕС завершился без санкций
Екатерина Постникова
«Список Навального» ухудшит и без того не идеальные отношения России и Евросоюза. Об этом «Известиям» заявил постпред РФ при ЕС Владимир Чижов, комментируя идею Брюсселя запустить механизм санкций за нарушение прав человека и назвать его в честь оппозиционера Алексея Навального. По оценке дипломата, разрабатываемый в Евросоюзе режим не имеет ничего общего с защитой прав человека. Ситуация вокруг Алексея Навального стала одной из тем нынешней встречи министров иностранных дел ЕС. Конкретных решений принято не было, представитель ФРГ просто проинформировал своих коллег о том, как ситуацию видят из Берлина. Предполагалось, что реальные санкции одобрят на белорусском треке — их в ЕС обсуждают уже больше месяца. Однако здесь достичь консенсуса участники не смогли, и в итоге Совет завершился без каких-либо практических шагов.
«Прижизненная эпитафия»
21 сентября в Брюсселе прошла встреча глав МИД стран Европейского союза. Одной из тем заседания стали отношения с РФ в контексте возможного отравления российского оппозиционера Алексея Навального. На эту тему своих европейских коллег проинформировал министр иностранных дел Германии Хайко Маас.
— Совет призвал к международному расследованию инцидента с Навальным с участием ОЗХО, дискуссия об отношениях с Россией пройдет [на Совете ЕС] в октябре, — сказал на итоговой пресс-конференции глава европейской дипломатии Жозеп Боррель.
На прошлой неделе он призвал сформировать механизм введения санкций за нарушение прав человека по примеру «акта Магнитского» в США. Эту идею в Евросоюзе обсуждают с 2019 года, однако сейчас прозвучало предложение ускорить создание такого режима и назвать его в честь Алексея Навального. Как заявила председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен, выступая 16 сентября в Европарламенте, ее ведомство «выступит с соответствующим предложением». По ее словам, «отравление» Алексея Навального — «это часть системы действий России» на международной арене, которая без ответа не останется.
В России уверены: новый санкционный механизм ЕС с защитой прав человека ничего общего не имеет. Как сказал «Известиям» постоянный представитель России при Евросоюзе Владимир Чижов, в случае реализации эта идея станет «очередным близоруким шагом, в одностороннем порядке ухудшающим и без того отнюдь не идеальные отношения России с Евросоюзом». Дипломат дал понять, что такого рода инициативы в Москве расценивают как вмешательство во внутренние дела.
— В отличие от ряда других стран Россия никогда не вмешивается во внутренние процессы суверенных государств или сообществ, какими бы потенциально негативными последствиями для наших взаимоотношений с партнерами они ни грозили. Однако это не мешает нам открыто заявлять об однозначно негативном отношении к такой выходящей за рамки международных норм инициативе, — сказал «Известиям» Владимир Чижов. — Оставим на совести авторов этой идеи ответственность за последствия возможного принятия такого решения, весьма неоднозначного как по сути, так и, между прочим, по форме — очевидно, никаких иных, более конструктивных вариантов вписать в историю фамилию Навального, нежели своего рода прижизненная эпитафия, здесь не видят.
Сейчас инициативу обсуждают в подготовительных комитетах, а потому полноформатной дискуссии о ее одобрении еще не было. Вместе с тем, как рассказал «Известиям» ранее источник в Евросоюзе, сама ситуация вокруг Алексея Навального будет на повестке внеочередного саммита ЕС 24–25 сентября. Более того, по данным СМИ, на плановой встрече в середине октября европейские лидеры намерены провести «полную дискуссию по отношениям с РФ».
Без пакета
Центральной темой нынешней министерской встречи стало положение дел в Белоруссии. Если по ситуации с Алексеем Навальным никаких реальных мер не ожидалось, то на белорусском треке Совет ЕС должен был согласовать список официальных лиц республики, против которых будут введены санкции (заморозка активов и запрет на въезд в Евросоюз). Этот шаг Брюссель анонсировал еще в августе, однако и в конце сентября окончательно договориться европейские министры не смогли. Предварительно в список должны были включить 40 белорусских официальных лиц, вошел ли в него президент страны Александр Лукашенко, неизвестно. По данным СМИ, трудности в согласовании связаны с позицией Кипра — он блокирует это решение, требуя от европейских партнеров ввести санкции против Турции из-за ее действий в Средиземноморье.
Собеседники «Известий» в евроструктурах неоднократно подчеркивали, что ограничения направлены не на белорусский народ, но на тех, кто «ответствен за насилие [во время протестных акций], репрессии и фальсификации итогов президентских выборов» в стране. При этом они признают: в этом конфликте Евросоюз — участник не нейтральный.
— Поскольку три соседние с Белоруссией страны — Латвия, Литва и Польша — страны — члены ЕС, а Белоруссия — часть Восточного партнерства, белорусский кризис, естественно, вызывает серьезную обеспокоенность в объединении, — сказал «Известиям» член комитета Европарламента по международным делам, австрийский политик Андреас Шидер. — ЕС хочет быть сильным партнером гражданского общества и всех политических сил, готовых участвовать в демократическом перезапуске страны. В этом смысле ЕС не нейтрален, поскольку мы поддерживаем процесс демократических реформ и передачу власти.
Его коллега в комитете немецкий депутат Михаэль Галер считает, что в Белоруссии недостает диалоговой культуры. А потому роль ЕС заключается в том, чтобы предложить поддержку при организации такого диалога, отметил в беседе с «Известиями» политик.
В последний месяц Евросоюз всё плотнее взаимодействует с белорусской оппозицией. Так, за час до переговоров главы МИДов провели неформальный завтрак с экс-кандидатом в президенты страны и оппозиционным лидером Светланой Тихановской. После этого дипломаты отправились на встречу Совета, а белорусский политик — в Европарламент. Это было уже второе ее выступление перед членами ЕП. Обращаясь к европарламентариям, она предложила свой список белорусских официальных лиц, к которым могут быть применены европейские санкции, а также призвала пересмотреть сотрудничество с нынешним руководством Белоруссии.
Тогда же прозвучало предложение создать в Европарламенте специальную комиссию для надзора за расследованием полицейского насилия в республике и открыть в Брюсселе «информационный офис демократической Белоруссии». Как заявил автор идеи, глава миссии ЕП по связям со странами Восточного партнерства, литовский политик Андрюс Кубилюс, «постоянный обмен информацией с Белоруссией крайне важен для институтов ЕС».
Россия такой подход европейских стран неоднократно критиковала, обвиняя их во вмешательстве во внутренние дела республики. Так, представитель МИД РФ Мария Захарова, комментируя 19 сентября анонсированные встречи Светланы Тихановской в Брюсселе, назвала их «заигрыванием с самоназначенным представителем белорусской оппозиции» и подчеркнула, что Россия рассматривает этот контакт как отказ ЕС от слов об отсутствии геополитики в белорусском вопросе. «Призываем Евросоюз пересмотреть данный курс, который ведет к эрозии международно-правового фундамента миропорядка, а в случае с Белоруссией — препятствует нормализации в стране», — подытожила она.
Известия. 22.09.2020