Нефтяное эмбарго в обмен на "Северный поток–2"
Ольга Соловьева
Логика эскалации санкционной войны подталкивает американцев к необычной рокировке: США разрешают достройку «Северного потока–2» ради сохранения партнерства с Германией, но взамен вводят против России нефтяное эмбарго. Такой вариант активно обсуждается в Американском совете по внешней политике – аналитическом центре при Конгрессе США, где звучат призывы наказать Россию за отравление оппозиционного российского политика Алексея Навального. Нефтяное эмбарго станет более ощутимым санкционным ударом по РФ, считают эксперты.
Лидеры республиканцев и демократов комитета по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США призывают администрацию президента США Дональда Трампа расследовать предполагаемое отравление Алексея Навального, не исключая необходимости введения дополнительных санкций. «Если снова будет установлено, что российское правительство применило химическое оружие против одного из собственных граждан, должны быть введены дополнительные санкции», – подчеркивают в письме Трампу председатель комитета демократ Элиот Энгел и республиканец Майкл Маккол. Законодатели также призвали США потребовать от России сотрудничества с международным расследованием Организации по запрещению химического оружия, чтобы привлечь виновных к ответственности.
Напомним, власти Германии ранее сообщили, что российский политик Алексей Навальный был отравлен ядом из группы «Новичок», и потребовали объяснений от Москвы. В Москве обвинения опровергли.
Белый дом пока не ответил на письмо, однако ранее Дональд Трамп объявлял, что Вашингтон должен «очень серьезно» изучить вопрос о возможном отравлении политика Алексея Навального, но его администрация пока не получила никаких доказательств.
В Германии объявляют, что на инцидент с Навальным Евросоюз (ЕС) должен реагировать совместно. Такое мнение в среду, в частности, высказал вице-канцлер ФРГ Олаф Шольц. При этом сами немцы исключают, что экономика Германии может серьезно пострадать от новых санкций против РФ. К такому выводу пришли в Институте экономических исследований (IWH). «Дальнейшее ужесточение санкций в отношении России будет ощущаться экономически, но с макроэкономической точки зрения эти эффекты довольно малы еще и потому, что другие проблемы, такие как последствия пандемии и брекзит, сейчас более актуальны для многих компаний», – сообщают в IWH. С экономическим эффектом санкций Германия «в целом в состоянии справиться», заявляют они.
Независимые американские эксперты и вовсе обращают внимание на низкую «эффективность» санкций и против самой РФ и предлагают пути их модернизации. К примеру, старший научный сотрудник по Европе и Евразии Американского совета по внешней политике Уэйн Мерри задается вопросом, почему США собираются ввести санкции в отношении европейских компаний, связанных с «Северным потоком–2» (СП-2), тогда как сами Штаты являются одним из крупнейших импортеров российской нефти.
Как напоминает американское издание National Interest, Конгресс США готовится ввести жесткие карательные санкции в отношении целого ряда европейских компаний, связанных с недостроенным пока «Северным потоком–2». «Эти санкции включены как в сенатскую версию, так и в версию Палаты представителей закона о бюджетных ассигнованиях на национальную оборону, и после утверждения Конгрессом согласованный законопроект станет законом», – отмечает эксперт, слова которого приводит СМИ.
Мерри обращает внимание на то, что попытка Вашингтона наложить санкции на СП-2 вызвала шквал критики в Берлине. Аналитик столь бурную реакцию Германии связывает с тем фактом, что, запрещая Европе иметь дело с российским газом, сами Штаты в текущем году стали крупнейшим импортером российской сырой нефти. В целом же на США приходится 12% экспорта российской сырой нефти. В частности, только по итогам первого полугодия Россия экспортировала в США 9,3 млн т черного золота – самое большое количество за последние 16 лет. «В результате Штаты оказались между Голландией и Мальтой, став вторым по значимости импортером российской нефти… Но эти две страны импортируют нефть преимущественно для последующего транзита, тогда как Америка импортирует нефть для переработки и использования», – пишет издание. Такое пристрастие США к российскому сырью СМИ связывает с нефтеперерабатывающими заводами в прибрежной зоне Мексиканского залива в штатах Техас и Луизиана, которые теперь получают российское сырье после запрета на поставки нефти из Венесуэлы.
Недовольство Берлина Мерри считает обоснованным. По факту речь идет о двойных стандартах. Для европейцев неправильно закупать российский газ, но для Вашингтона приемлемо «направлять американские доллары в Россию для получения углеводородов в форме сырой нефти», отмечает Уэйн Мерри. То есть, продолжает он, жесткие финансовые санкции в представлении США выглядят так: «Делайте, что мы говорим, а не то, что мы сами делаем».
«Немцы видят супертанкеры, доставляющие российскую сырую нефть в Техас и Луизиану, тогда как американские законодатели… пытаются помешать завершению строительства трубопровода, который правительство федерального канцлера Ангелы Меркель и большинство политических лидеров в стране считают крайне важным для потребляющей много электроэнергии и ориентированной на экспорт немецкой экономики», – указывает эксперт. Мало того, обращает внимание ученый, сжиженный природный газ на сегодняшний день не является для Германии приемлемой альтернативой.
Санкции же в отношении СП-2 в итоге оказываются в большей степени направлены против немецких фирм и самих граждан Германии, а не против российских компаний и граждан РФ. «Это усиливает в Германии ощущение того, что Берлин становится жертвой Вашингтона», – подчеркивают СМИ.
Подобное противоречие в итоге приводит к тому, что трансатлантические отношения находятся в напряженном состоянии, особенно это касается отношений США и Германии. «Сегодня политические элиты Германии и Соединенных Штатов больше не имеют глубоких и личных связей, существовавших между нашими странами в период холодной войны. Слишком часто мы имеем дело с диалогом глухих между Вашингтоном и Берлином», – приводит измышления эксперта National Interest.
По мнению Уэйна Мерри, трансатлантический альянс сегодня нуждается в серьезных изменениях. «США не нужен еще один источник напряженности со своими европейскими союзниками, прежде всего с Германией», – подчеркивает он. Решение проблемы он видит просто: «Решение вопроса о российских углеводородах является очевидным. Конгресс должен принять закон, применимый к американским фирмам, такой же, как был введен в отношении европейских фирм, а также ввести имеющие обратную силу финансовые санкции в отношении тех компаний, которые доставляют миллионы тонн российской сырой нефти в Америку». «Вот тогда Конгресс сможет без стыда смотреть через Атлантику», – резюмирует Мерри.
Продажа нефти является основным источником иностранной валюты для России, а также составляет значительную часть российского государственного бюджета, напоминают в IWH. Однако доля нефтегаза в доходах бюджета снижается. По итогам первого полугодия углеводороды составили менее трети всех поступлений в казну, говорилось в докладе Счетной палаты (СП) о ходе исполнения федерального бюджета. «Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета составила 29,3% и по сравнению с аналогичным периодом 2019 года снизилась на 13,9 процентного пункта (п.п.)», – сообщали в СП. В масштабах всей российской экономики доля нефтегазовых доходов бюджета в первом полугодии снизилась в годовом исчислении на 1,5 п.п. – до 2,3% ВВП, следовало из данных.
И исключать разворот «американского санкционного кнута» от СП-2 в сторону российского экспорта нефти в свете последних событий не стоит, считают эксперты «НГ».
По мнению доцента Российского экономического университета им. Плеханова Олега Чередниченко, такой вариант не исключен, пока «потребности экономики в черном золоте относительно низки». «К тому же закупленные за прошедшие полгода более 9 млн т российских нефтепродуктов по весьма привлекательным ценам позволили сформировать определенный задел для сегодняшнего маневра», – отмечает он. Для Штатов важно сгладить те острые углы, которые возникли в последнее время во взаимоотношениях с Европой, – и предложенная нефтяная рокировка может сработать очень вовремя, считает ученый.
При этом Чередниченко сомневается, что США оставят попытки замещения российского газа своим в Европе. «После выхода мировой экономики из пандемийного кризиса мы увидим новые антироссийские идеи США на санкционном поле», – уверен он.
Появление запрета на покупку российской нефти в принципе возможно, но при Дональде Трампе это вряд ли произойдет, сомневается руководитель отдела макроэкономического анализа компании «Финам» Ольга Беленькая. «До сих пор он показывал явное нежелание принимать меры, которые могли бы навредить американскому нефтяному бизнесу», – напоминает она.
При этом эксперты сомневаются в реализации тотального запрета на импорт российской нефти и газа. «Россия является одним из основных мировых экспортеров энергоресурсов», – напоминает Беленькая. «Россия входит в тройку лидеров по добыче. Только за восемь месяцев 2020 года с учетом 7% снижения объемов в рамках соглашения ОПЕК+ в России добыто 346 млн т нефти, 151 млн из которых ушли на экспорт, в том числе в ЕС и США. В общем объеме предложений на мировом рынке России принадлежит более 10%», – уточняет главный аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов. По его мнению, заместить те объемы нефти, которые поставляет на мировой рынок Россия, без последствий для топливного рынка и мировой экономики невозможно. «Столь существенное сокращение предложения приведет к неконтролируемому росту цен и фактически парализует восстановление от коронакризиса, создавая все возможные риски глобального топливно-энергетического кризиса со всеми возможными негативными последствиями – от многокилометровых очередей на АЗС до роста цен на авиаперелеты и транспортные услуги», – уверен он.
Независимая газета. 09.09.2020