Лукашенко пытается нейтрализовать бунтующий народ
Антон Ходасевич
Власти Белоруссии вернулись к массовым репрессиям. Количество задержанных опять измеряется сотнями, оставшиеся в стране и на свободе лидеры протестов исчезают, выйдя на улицу. Юристы говорят о геноциде в отношении собственного народа, эксперты – о подготовке к инаугурации.
Массовые репрессии с брутальными разгонами и задержаниями начались в воскресенье. Властям удалось «ликвидировать» самую немногочисленную колонну, которая двигалась из Заводского района. На группу людей из не более чем сотни человек власти выпустили такое же количество военных. Сначала центральную улицу перегородили, а потом протестующих оттеснили вглубь квартала, где окружили всех, кто не смог сбежать, упаковали в автозаки и увезли. Некоторым пришлось вызывать скорую. Точная численность задержанных неизвестна. По данным МВД, в воскресенье в Минске задержаны 633 человека.
Вторая акция устрашения состоялась вечером, после того, как большинство протестующих (по оценкам, в Минске их было не менее 100 тыс.) разошлись по домам или отправились в близлежащие кафе. В районе площади Свободы возник военный кордон, преградивший гражданам дорогу, а сзади и сбоку на них начали нападать люди в штатском, но в бронежилетах и с дубинками. Граждан били, заталкивали в автозаки и увозили. Чтобы забрать тех, кто успел забежать в кафе, стеклянную дверь разбил дубинкой начальник главного управления по борьбе с оргпреступностью и коррупцией МВД Николай Карпенков. К слову, граждане уже собрали деньги на новую дверь.
Утро понедельника, 7 сентября, началось с задержания члена президиума Координационного совета (КС), представителя штаба экс-главы Белгазпромбанка Виктора Бабарико (находится в СИЗО КГБ с 18 июня) Марии Колесниковой. Очевидцы сообщили, что ее просто посреди улицы схватили люди в штатском и запихнули с автобус, на котором было написано «Связь». Однако и МВД, и КГБ заявили, что Марии Колесниковой у них нет, что дало экспертам повод говорить о похищении. Также на связь перестали выходить пресс-секретарь КС Антон Родненков и член КС Иван Кравцов.
КС выступил с официальным заявлением по этому поводу. «Неизвестными людьми в центре Минска похищены член президиума Координационного совета Мария Колесникова, пресс-секретарь Антон Родненков, исполнительный секретарь Иван Кравцов», – говорится в нем. «Их местонахождение неизвестно. При этом органы, призванные в нашей стране защищать порядок и законность, до сих пор не предоставили информацию о местонахождении наших коллег и отрицают свою причастность», – отмечают авторы заявления. Они напоминают, что в субботу была насильно вывезена из страны член президиума КС Ольга Ковалькова, ее коллеге юристу Лилии Власовой предъявлено обвинение, а представитель стачкома МТЗ Сергей Дылевский находится под административным арестом. По мнению членов КС, действия власти приведут к дальнейшему обострению ситуации в стране, углублению кризиса и нарастанию протестов. «Мы видим, что в последние дни власть вместо попытки диалога с обществом начала открыто использовать методы террора», – говорится в заявлении. КС потребовал немедленного освобождения всех задержанных его членов и возможности вернуться в страну тем, кого выслали и не впускают.
Экс-кандидат в президенты Светлана Тихановская заявила, что власть предпринимает действия, направленные на срыв работы Координационного совета. При этом она отметила, что КС будет продолжать работать.
Одновременно с этими событиями еще один член президиума КС, бывший министр культуры и дипломат Павел Латушко заявил, что его недавний отъезд в Польшу также не был добровольным. «Мне поставили ультиматум: или я уезжаю из Беларуси, или меня привлекают к уголовной ответственности», – признался Павел Латушко. В понедельник они вместе Ольгой Ковальковой дали пресс-конференцию в Варшаве. Латушко заявил, что надеется в ближайшее время вернуться на родину и просить политическое убежище в ЕС не намерен.
Павел Латушко рассказал, что КС намерен продолжать свою работу, и даже те, кто по воле белорусских властей оказались за границей, не будут выходить из его состава, чтобы не давать власти повод думать, что прекратить работу КС можно высылкой его членов за рубеж. «Наша цель – найти выходы из этой кризисной внутриполитической и уже экономической ситуации», – сказал он. Для этого планируется активно привлекать мировую общественность. В ближайшее время Павел Латушко намерен проехать по ряду европейских государств для того, чтобы обсудить там возможные пути выхода из кризиса. Он также призвал к диалогу с КС и российское руководство.
Павел Латушко констатировал, что в современной Белоруссии «право умерло» и установился «репрессивный аппарат 30-х годов прошлого столетия». «С сожалением и болью в сердце мы вынуждены признать, что террор в Белоруссии не прекращается. Задержания совершают люди без опознавательных знаков и без формы, они избивают людей перед задержанием. Это недопустимо ни в одной демократической стране и невозможно и в Белоруссии», – сказал он. По данным Латушко, с 9 августа в Белоруссии было задержано более 10 тыс. человек, подтверждено более 450 случаев пыток.
Экс-министр и член КС убежден, что в своем нынешнем виде белорусское государство существовать уже не сможет. «Пишутся последние страницы деятельности этой власти. Она будет изменена», – убежден он. По его словам, критическая масса госслужащих не подчиняются системе госуправления и находятся в состоянии «итальянской забастовки». От открытого перехода на сторону народа их удерживает страх потерять работу и остаться без средств, а также те ужасные репрессии, которым подвергают тех, кто посмел завить о своей позиции.
Павел Латушко, так же как и многие эксперты, считает, что протесты в Белоруссии уже не остановятся. «Белорусам не нужны лидеры, чтобы отстаивать свои права, поэтому власти ошибаются, думая, что их высылка за пределы страны или задержания остановят протесты», – сказал он.
Напомним, что в первые дни после выборов силовики стреляли в толпы протестующих, бросали светошумовые гранаты и травили газом. Согласно официальным данным, было задержано около 7 тыс. человек. Когда они стали выходить на свободу, стало выясняться, что задержанных избивали, пытали, требуя назвать неких координаторов, насиловали, не давали еды и воды, не пускали в туалет и т.п. Затем на какое-то время репрессии прекратились, снова вернулись, но в точечном формате. Сейчас эксперты констатируют возврат к массовым репрессиям. «Все больше специалистов как в стране, так и за рубежом ставят вопрос о том, что в отношении белорусского народа совершен геноцид (ст. 128 УК). Беспричинные задержания и пытки продолжаются. Руководство Следственного комитета и Генпрокуратуры делает вид, что все в норме. Ни в одном правовом государстве такое невозможно», – делает вывод адвокат Виктора Бабарико Дмитрий Лаевский.
В качестве основной причины изменения тактики власти эксперты называют желание Александра Лукашенко провести инаугурацию. Обычно это происходило в течение месяца, однако сейчас месяц уже прошел, а об инаугурации даже не идет речь. В то же время полномочия действующего президента истекают 5 ноября. «Именно к дню инаугурации силовики и примкнувший к ним директорско-ректорский корпус ставят своей задачей прекратить также любую форму забастовок. Поете песни на иностранных языках? Плиз, после инаугурации. Сидите в шахтах, ничего не делая? Сидите тихо, потом разберемся. Увольняетесь всем театром? Да хоть цирком, только без пикетов в день восшествия на престол состарившегося государя! Похоже, концепция именно такова», – рассуждает политический эксперт Александр Федута. Он не исключает, что после инаугурации власти могут впустить в страну изгнанных, в частности главу Римско-католической церкви Белоруссии Тадеуша Кандрусевича.
Эксперты также связывают стремление Лукашенко побыстрее справиться с протестами, сильнее нажав, с его планируемым визитом в Москву. Ранее анонсировалось, что он должен состояться на этой неделе, затем стали называть дату 14 сентября. Лукашенко хотел бы продемонстрировать, что в состоянии удерживать ситуацию в стране. Однако пока не все так однозначно.
Впрочем, некоторые наблюдатели подозревают, что силовикам давно не терпится устроить «кровавую зачистку», для чего им нужны хотя бы какие-то агрессивные шаги со стороны протестующих. Новые репрессии они называют реакцией на провокации протестантов.
Независимая газета. 07.09.2020