Белорусских оппозиционеров разделили границами

Кирилл Кривошеев

Белорусские власти представили свою версию исчезновения одного из самых узнаваемых лиц белорусской оппозиции — Марии Колесниковой. Как сообщил Госпогранкомитет Белоруссии, она вместе со своими соратниками — Антоном Родненковым и Иваном Кравцовым — собиралась выехать на Украину. Но мужчинам удалось это сделать, а госпоже Колесниковой — нет. Более того, спутники якобы вытолкнули ее из машины, когда поняли, что им угрожает опасность. Правда, власти Украины, куда господа Родненков и Кравцов все-таки попали, утверждают: оппозиционеров выдворили из страны насильно. А Мария Колесникова, по версии Киева, «сделала свой выезд за границу невозможным», судя по всему, порвав паспорт.

Утром во вторник государственное агентство БелТА и провластный Telegram-канал «Желтые сливы» сообщили о местонахождении исчезнувшей накануне Марии Колесниковой — члена президиума Координационного совета оппозиции, а также рядовых членов организации — Антона Родненкова и Ивана Кравцова.

«Антон Родненков, Иван Кравцов и Мария Колесникова 8 сентября около 4:00 предприняли попытку покинуть территорию Беларуси через автодорожный международный пункт пропуска ''Александровка'' на белорусско-украинской границе,— сообщил БелТА представитель Госпогранкомитета Антон Бычковский.— С учетом особенностей инфраструктуры пункта пропуска и прохождения линии госграницы на данном участке осуществляется усиление охраны госграницы, и были выставлены дополнительные пограничные наряды. Родненков, Кравцов и Колесникова на автомобиле BMW прошли таможенный пограничный контроль, выдвинулись в сторону Украины. Однако впоследствии, встретив пограничный наряд, машина резко ускорилась, создав угрозу жизни военнослужащему органов погранслужбы. Колесникова оказалась вне транспортного средства. По сути, ее выпихнули из него и продолжили движение в сторону Украины». В результате Марию Колесникову задержали, а ее спутники        все-таки выехали на украинскую территорию — этот факт уже подтверждают украинские пограничники.

При этом ни официальные СМИ, ни Telegram-каналы никак не объясняют событий понедельника.

Напомним, около 10 утра Марию Колесникову посадили в фургон с надписью «Связь», и больше никто из соратников ей не мог дозвониться, хотя шли длинные гудки. Как можно увидеть в Telegram, последний раз она была онлайн в 9:58. Обнаружив, что телефон госпожи Колесниковой лежит в ее квартире, Антон Родненков и Иван Кравцов отправились туда, но пропали сами. После этого милиция и Комитет государственного контроля Белоруссии заявили, что не задерживали госпожу Колесникову, а в Комитете государственной безопасности (КГБ) отказались от комментариев.

Судя по всему, белорусские власти рассчитывают, что читатели сами составят желательную для них цепочку событий,— оппозиционеры якобы инсценировали свое похищение, чтобы ночью сбежать из страны.

Видео, которое опубликовал канал «Желтые сливы», судя по всему, должно было сделать эту версию неопровержимой. На нем Иван Кравцов, которого снимают явно в ночное время, произносит слова: «Я принял решение покинуть территорию страны. И сейчас мы, в том числе Мария Колесникова, будем пересекать границу Республики Беларусь и покинем ее на некоторое время». После чего господин Кравцов тянет руку к телефону, чтобы выключить запись — подтверждение, что он снимал видео сам.

Однако наглядного подтверждения «прорыва» автомобиля с оппозиционерами через пограничную территорию и грубого выталкивания Марии Колесниковой из машины не предложил никто. Напротив, на видео с камер наблюдения на погранпереходе (их тоже опубликовал канал «Желтые сливы») машина лишь медленно подъезжает к будке таможенного контроля, останавливаясь на светофоре. В верхнем углу экрана указано время съемки — 8 сентября, 4:05 утра. На последних кадрах автомобиль так же медленно едет вдаль, скрываясь за очередью грузовиков. Но авторы канала утверждают: самое интересное произошло потом. «Беглецы, завидев дополнительное препятствие (пункт пропуска.— “Ъ”), запаниковали, решив, что это по их душу, поэтому прорываться решили силой»,— говорят они.

Что произошло дальше, рассказывают власти уже другой страны — Украины, судя по всему, со слов Антона Родненкова и Ивана Кравцова. «Это не был добровольный выезд,— сообщил в Facebook заместитель министра внутренних дел Украины Антон Геращенко.— Это было насильственное выдворение из родной страны с целью компрометирования белорусской оппозиции. Чтобы представить все так, что лидеры оппозиции кидают на произвол судьбы сотни тысяч протестующих против режима Лукашенко и бегут в сторону тихой Украины. Марию Колесникову не удалось выдворить из Беларуси, потому что смелая женщина предприняла действия, которые сделали невозможными ее перемещение через границу». Как пояснили Telegram-каналы, она просто порвала свой паспорт, но в Госпогранкомитете Белоруссии агентству «РИА Новости» заявили, что ничего не знают на этот счет.


Белорусский политолог Дмитрий Болкунец в эфире “Ъ FM”:

Это давняя практика Александра Лукашенко — выдворять политических оппонентов из страны. Самый старый случай — в 1996 году Лукашенко выдворил из страны Зенона Позняка. Этот человек до сих пор находится в эмиграции, он был конкурентом Лукашенко на выборах 1994 года. Такая же история с председателем Верховного Совета Семеном Шарецким, который тоже находится в эмиграции с 2001 года, и с рядом других оппозиционных политиков. В этом году в августе известно уже несколько случаев выдворения оппозиционеров за пределы Белоруссии.

Источник: «О попытке выдворить Марию Колесникову»


Зато белорусские пограничники заявили, что Антон Родненков и Иван Кравцов задержаны украинскими властями «в рамках взаимодействия», не поясняя, что это значит.

«Двое оппозиционеров сейчас находятся на территории Украины на пограничном пункте, они могут свободно передвигаться по территории Украины, их никто не задерживал»,— отметил Антон Геращенко во вторник утром. По его словам, информация о задержании Антона Родненкова и Ивана Кравцова является ложью. Господин Геращенко добавил, что Мария Колесникова была задержана на территории Белоруссии белорусскими спецслужбами, так как ее не удалось выдворить из страны.

Теперь, после задержания Марии Колесниковой Координационный совет оппозиции можно назвать обезглавленным — в Белоруссии и к тому же на свободе не осталось ни одного из узнаваемых лидеров протеста.

Кроме, пожалуй, юриста Максима Знака, который сопровождал госпожу Колесникову на многих мероприятиях. “Ъ” связался с ним во вторник утром, но оппозиционер коротко сообщил, что у него «нет дополнительной информации».

Напомним, другие члены президиума, Лилия Власова и Сергей Дылевский, находятся под стражей, а Павел Латушко и Ольга Ковалькова выехали в Польшу. При этом госпожа Ковалькова изначально заявляла, что ее выдворили из страны насильно (ее привезли на границу прямо из СИЗО, где она отбывала арест вместе с господином Дылевским), а господин Латушко сперва утверждал, что его выезд плановый и он рассчитывает вернуться, но в понедельник признался, что это не так. «Я был в одном из государственных учреждений. Я был проинформирован, что главный вход взят под контроль сотрудниками спецслужб в черных масках, было убеждение, что я могу быть задержанным сразу после выхода,— рассказал оппозиционер журналистам в Варшаве.— Поэтому я вышел через другой выход, вызвал такси, оставил все телефоны, выехал на заднем сидении, сотрудники (спецслужб.— “Ъ”) не сориентировались. В тот день мне был фактически поставлен ультиматум: или я остаюсь в стране и в отношении меня будет возбуждено уголовное дело, или я еще имею возможность покинуть Беларусь».

Изменение своей риторики господин Латушко в беседе с “Ъ” объяснил коротко — «значит, пришло время». При этом он заверил, что власти вовсе не добились своей цели по деморализации оппозиции. «Нами осуществляется опрос о восстановлении полного состава президиума и дополнении за каждого из задержанных или выдворенных за границу еще двумя членами,— рассказал он.— Никто из членов, которые задержаны или выехали за границу, не исключается из его состава. Мы добавляем еще порядка десяти членов». По словам Павла Латушко, основной состав Координационного совета, в которых входит порядка 70 человек, тоже продолжает свою работу. «Он принимает соответствующие решения, которые в ближайшее время будут опубликованы»,— сказал оппозиционер.

Коммерсантъ. 08.09.2020

Читайте также: