Белорусский бизнес готов сменить прописку
Антон Ходасевич
Предпринимательские ассоциации Белоруссии, объединяющие представителей частного бизнеса, заявляют, что правительство игнорирует любые попытки диалога. Частные компании жалуются на дискриминацию. И вырабатывают консолидированную позицию защиты своих интересов.
Сложившаяся в стране беспрецедентная ситуация социальной напряженности негативно отражается на всех аспектах жизни общества, морально-психологическом климате трудовых коллективов предприятий, в том числе частного бизнеса, и наносит непоправимый удар по экономике. Об этом заявили представители двух крупнейших бизнес-ассоциаций Белоруссии – Республиканский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей (БСПН) имени профессора М.С. Кунявского. Они провели совместное заседание, чтобы выработать консолидированную позицию защиты своих интересов.
Правительство бездействует в условиях, когда сокращаются инвестиции, иностранные партнеры отказываются от сотрудничества, падают кредитные рейтинги Белоруссии, а многие предприятия строят планы переезда в другие страны, констатируют в бизнес-объединениях. Как сообщает пресс-служба РСПП, обращения в правительство на этот счет предприниматели отправляли еще в августе, однако вместо диалога негосударственным предприятиям власти предлагают лишь репрессии. «Еще раз был озвучен курс руководства страны на дискриминационный подход к частному бизнесу, который должен выполнять некие условия для пользования равными правами с государственным сектором», – говорится в сообщении пресс-службы.
Напомним, что еще в конце августа Александр Лукашенко заявил, что сотрудничать с частным бизнесом государство будет с учетом «морально-политической поправки». «Мы будем делать акцент на надежность и преданность государству. Чтобы не допустить того, что произошло сейчас», – сказал он. Сейчас, по его словам, «подавляющее большинство частников начали шататься». «И не просто шататься – многие из них подло себя ведут», – заявил он. Лукашенко, правда, уточнил, что речь идет о преданности государству, а не лично ему, однако фактически это в Белоруссии уже одно и то же.
Частный бизнес «провинился» сначала тем, что его представитель – экс-глава Белгазпромбанка Виктор Бабарико – посмел претендовать на президентское кресло, а многочисленные коллеги по цеху его поддержали. В избирательную кампанию включились люди, которые не живут от зарплаты до зарплаты и могут себе позволить и поволонтерить ради идеи, и пожертвовать какие-то средства. «У нас появились буржуйчики, богатые люди… и что им захотелось? А им захотелось власти», – говорил Лукашенко по этому поводу.
Далее, уже после выборов, частный бизнес продолжил свою «подрывную» деятельность, предлагая материальную помощь пострадавшим от репрессий, силовикам, отказывающимся выполнять преступные приказы и готовым уволиться. Руководство частных компаний не только не запрещало своим сотрудникам участвовать в акциях протеста, которые власти называют «массовыми несанкционированными мероприятиями», но всячески поощряло, оплачивая адвокатов и вынужденные отпуска, проведенные в тюрьмах. Генпрокурор Андрей Швед предупредил всех имеющих отношение к протестам граждан о том, что активистов будут выявлять и всем грозят немалые штрафы. И это в лучшем случае.
Эксперты и ранее объясняли нежелание Александра Лукашенко проводить приватизацию и развивать частный сектор стремлением все контролировать и всем управлять. Однако сейчас, как никогда ранее в истории Белоруссии, на руку власти сыграло то, что все заводы принадлежат государству. Запуганные рабочие, несмотря на полное несогласие с результатами выборов, свернули едва начавшуюся забастовку под угрозой увольнения. Такого не могло бы произойти, если бы ими управлял частный капитал. Все упреки Лукашенко в адрес частного бизнеса дают основания полагать, что и он тоже это понимает.
«В нынешней ситуации у бизнеса нет оптимизма. Будущее туманно. Предприниматели не понимают, в каком направлении будет двигаться страна, какими будут валютные курсы, денежно-кредитная политика. В таких условиях невозможно с уверенностью спрогнозировать свою работу даже на год вперед», – говорит о настроениях в бизнес-среде глава БСПН Жанна Тарасевич. По ее словам, предприятия сейчас не думают о развитии, а лишь пытаются сохранить работоспособное состояние, многие задумываются о том, чтобы свернуть бизнес или перевести его в другую страну.
Эксперты бизнес-ассоциаций обращают внимание на то, что проблемы, с которыми сегодня сталкивается частный сектор, очень скоро могут стать общегосударственными. Например, в негосударственном секторе занято 56% граждан, сокращение этого сектора увеличит безработицу, повысит социальное напряжение. Более половины доходов бюджета также формируется за счет их налоговых отчислений, они более эффективны, чем государственные. «Все начинается с диалога», – утверждают в БСПН. «Деловое сообщество ждет четких и ясных сигналов от властей. Невозможно рассчитывать на то, что завтра люди проснутся и будут жить, как год назад, будто ничего не происходило в стране. Промедление с решением проблем может привести к безвозвратным потерям для белорусской экономики», – говорится на сайте бизнес-ассоциации.
Власть рубит не один сук, на котором сидит, говорят эксперты о политике напуганного перспективой потери власти Александра Лукашенко. Каждый шаг сужает возможности для внешнего финансирования экономики и поступления инвестиций. После тайной инаугурации Лукашенко уже более 10 стран объявили о том, что они не признают его легитимным президентом. «Так называемая инаугурация 23 сентября 2020 года и новый мандат, о котором заявил Александр Лукашенко, не имеют никакой демократической легитимности», – говорится в заявлении верховного представителя ЕС по иностранным делам Жозепа Борреля. «Объявленные результаты были сфальсифицированы и не свидетельствовали о легитимности. Соединенные Штаты не могут считать Александра Лукашенко законно избранным лидером Беларуси», – заявили и в Госдепе США.
Эксперты в Минске полагают, что жесткая резолюция по Белоруссии, которая подготовлена в ЕС, все же заработает. Она предусматривает и персональные санкции, и ограничение экономических контактов. «Я думаю, что так или иначе Кипр пойдет на уступки и резолюция будет принята», – сказал «НГ» политолог Валерий Карбалевич. «Если будет прекращено финансирование программ, сотрудничество со стороны ЕБРР и Европейского инвестиционного банка (это предусмотрено резолюцией. – «НГ»), то это может ударить по экономическим интересам белорусского режима», – считает политический обозреватель Александр Класковский. «Будет какой-то накопительный эффект и косвенное воздействие персональных санкций на экономические связи», – сказал «НГ» эксперт.
Независимая газета. 24.09.2020