Белорусские альтернативы. Незамедлительная конституционная реформа – путь выхода из нынешнего кризиса
Евгений Кожокин, доктор исторических наук, проректор МГИМО по научной работе
А есть ли вообще у Белоруссии альтернативы будущего развития? Не предопределен ли ее путь пограничным с Европейским союзом положением?
Экономическая мощь ЕС намного превосходит возможности России. Привлекательность европейских порядков, особенно для молодых граждан республики, выше, чем наша привлекательность. К тому же за спиной объединенной Европы и ее идеологического авангарда в лице Польши и стран Балтии стоят США. В самой России есть значимый процент граждан, которые не против, чтобы Белоруссия покончила с режимом Лукашенко и стала частью Большого Запада, тем самым показав нам пример…
Есть точка зрения, что политик, если хочет быть успешным, в первую очередь должен думать о своих интересах, но Александр Лукашенко много сделал для стабильного развития Белоруссии. Эксперты ООН из года в год, подготавливая доклад о социальном измерении стран мира, среди стран СНГ на первое место ставят Белоруссию. Даже противники Лукашенко из числа айтишников признают его личный вклад в развитие этой отрасли. Цепкало поднялся в качестве известной в республике личности, возглавляя технопарк, созданный при прямой поддержке президента Лукашенко. Модель экономики, поддерживаемая авторитарным режимом, позволяла существовать и развиваться промышленным гигантам.
Но молодым людям и интеллигенции свойственно критически относиться к реалиям привычного существования, да и в целом граждане Белоруссии перестали понимать, куда ведет страну ее бессменный президент, так как он запутался и все больше просто и банально боролся за сохранение своей власти.
Можно было идти на углубление интеграции с Россией, и можно было начать разворачивать страну к евро-атлантической интеграции. И в том и в другом случае возникала угроза личной власти. Вот и метался Александр Григорьевич, приближая бунт одних своих граждан и растерянное созерцание этого бунта другими.
В Белоруссии – как и на Украине – сосуществуют две политические культуры. Первая базируется на ценностях, выработанных в годы нахождения белорусских земель в составе СССР и Российской империи, они связаны с русским языком, православием, памятью о героическом сопротивлении нацистам. Постулаты второй политической культуры – это белорусский язык, Великое княжество Литовское, которое объявляется колыбелью белорусской государственности, униатство и католичество, но для этой культуры характерно и признание демократических ценностей, прав человека, ориентация на вступление в Евросоюз. Политическая культура – явление как элитарного, так и массового сознания. В реальном воплощении в головах людей она может отличаться даже внутренней противоречивостью. Так, опросы показывают, что значимый процент граждан Белоруссии одновременно за интеграцию и с Россией, и с ЕС.
Путь к выходу из нынешнего кризиса – в незамедлительном осуществлении конституционной реформы. Об этом говорит власть, за это выступают и некоторые оппозиционеры. Реформа скорее всего приведет к демонтажу авторитарной системы, созданной Лукашенко, и к его окончательному уходу с поста правителя Белоруссии. Имеющиеся политические культуры послужат питательной средой для формирования политических партий, совершенно различных по своей стратегической ориентации.
Первая политическая культура характерна для большинства населения республики, вторая укоренена в сознании наиболее динамичных элементов общества, к тому же приверженцы второй культуры имеют гораздо больший опыт самоорганизации, чем сторонники первой. Часть белорусов сейчас просто дезориентированы, как, например, рабочие крупных государственных предприятий. Вряд ли заводчане в курсе экономических наработок белорусской оппозиции с идеями создания транзитной экономики, тотальной приватизации, полного открытия Белоруссии для западных инвестиций.
Сейчас рабочим и инженерам просто никто не сможет объяснить, что красивые слова «инвестиции» и «приватизация» для них будут означать либо закрытие их предприятий, либо их существенное перепрофилирование. В любом случае сокращения и увольнения неизбежны. Объяснять сейчас это невероятно трудно, так как воспринимается как банальная пропаганда за Лукашенко. Увы, Александр Григорьевич не только, пересидев, убивает как политика себя, но и ту экономическую модель, которую в интересах самих белорусов, притом подавляющего большинства, необходимо модифицировать, но никак не разрушать.
И все-таки у Белоруссии отнюдь не безальтернативное будущее. Вопрос в том, сумеют ли быстро сорганизоваться те, кто понимает, что союз с Россией в гораздо большей степени соответствует интересам белорусского общества, чем безоглядная ориентация на Запад. Или они будут ждать, надеяться на Батьку, который, увы, слишком себя дискредитировал и, несмотря на присущие ему смелость, решительность, отличное знание очень многих особенностей белорусской экономики, сейчас уже немногое способен сделать для тех сил, которые могут обеспечить реализацию оптимального варианта развития Белоруссии.
Независимая газета. 10.09.2020