А билль ли Brexit: ирландский вопрос вновь расколол Британию и ЕС

Екатерина Постникова

Британия может принять закон, который нарушит соглашение о ее выходе из ЕС. Не достигнув успеха на торговых переговорах с Брюсселем, Лондон решил поставить на голосование в парламенте проект о торговле внутри Соединенного Королевства. Он определит в первую очередь положение Северной Ирландии, которая стала камнем преткновения в заключении сделки о Brexit. Билль уже спровоцировал недовольство как в самой Великобритании, так и в Евросоюзе. Однако в правительстве считают его не чем иным, как «страховкой». По словам собеседников «Известий» в британском истеблишменте, в договоре с Евросоюзом есть много неясных моментов, Британия должна себя обезопасить от них на случай, если достичь торгового соглашения с ЕС      все-таки не получится.

Резкий поворот

9 сентября британское правительство опубликовало законопроект о внутренних рынках, который должен регулировать отношения между административными частями Соединенного Королевства после того, как в конце 2020 года закончится переходный период Brexit и страна окончательно выйдет из Евросоюза. В тексте прямо говорится: некоторые его пункты будут иметь силу, «несмотря на несоответствие или несовместимость с международным или национальным правом». Представить билль в парламенте планируют на следующей неделе.

По словам британского руководства, новый закон нужен для того, чтобы Англия, Северная Ирландия, Уэльс и Шотландия могли беспрепятственно торговать друг с другом без оглядки на правила Евросоюза. Стороны смогут устанавливать свои требования к продукции и при этом должны будут признавать стандарты других частей королевства.

Документ нацелен на то, чтобы прояснить ситуацию вокруг Северной Ирландии, положение которой вызывало множество разногласий между Лондоном и Брюсселем и мешало им заключить соглашение о Brexit. В соответствии с законопроектом Британия дает себе право менять условия экспорта в Северную Ирландию и правила госпомощи компаниям в Ольстере.

По словам собеседника «Известий» в британском правительстве, такой билль необходим в первую очередь для разъяснения некоторых пунктов соглашения о Brexit и протокола о положении Северной Ирландии.

— Документ [о выходе] был согласован в кратчайшие сроки в сложных политических обстоятельствах с четкой целью — защитить положение Северной Ирландии, сохранив Соглашение Страстной пятницы (оно же Белфастское соглашение. — «Известия»), — отметил источник «Известий». — Он двусмыслен и в некоторых местах неясен. Предполагалось, что уточнить некоторые вещи удастся в будущем соглашении с Евросоюзом, которое все еще реально заключить. Вместе с тем как ответственное правительство мы не можем допустить, чтобы сработали пагубные положения в том случае, если договориться с ЕС мы не сможем.

Действительно, обозначенные в законопроекте меры тесно увязаны с переговорами о торговом соглашении Британии и ЕС после Brexit, которое должно начать действовать с 1 января 2021 года. Окончательный результат планируют представить к саммиту Евросоюза 15 октября, чтобы британский и европейский парламенты успели одобрить сделку до конца года. Предпоследний раунд переговоров начался во вторник, 8 сентября, однако к нему стороны подошли уже без каких-либо надежд и ожиданий — более того, в Брюсселе активно заявляют о несговорчивости Соединенного Королевства, а в Лондоне начинают готовить британцев к тому, что никакой торговой сделки между сторонами не будет и они станут торговать по правилам Всемирной торговой организации (ВТО).


Справка "Известий"

Согласно Белфастскому соглашению 1998 года, установившему мир в регионе, граница между Северной Ирландией (часть Соединенного Королевства) и Республикой Ирландия (самостоятельная страна) должна быть открытой. Выход Британии из ЕС предполагал ее автоматическое восстановление.

Лондон и Брюссель договорились решить вопрос следующим образом: после Brexit у Северной Ирландии появится две границы — та, что отделит ее от Великобритании по Ирландскому морю, и та, что пройдет вдоль соприкосновения Ольстера с Республикой Ирландия. Как часть Британии Северная Ирландия должна вместе с ней покинуть Таможенный союз (ТС) ЕС и при этом вплоть до 2025 года сможет участвовать в едином европейском рынке (ЕЕР). Лондон не станет налагать тарифы на те товары, которые будут попадать в Северную Ирландию, если они не предназначены для транспортировки на британскую территорию. Таким образом, при свободном передвижении товаров, услуг, капиталов и людей у Северной Ирландии будет право на самостоятельную торговлю с третьими государствами.


Оперативная реакция

Члены британского парламента, представляющие интересы Северной Ирландии, уверены: любые нарушения уже заключенного договора о Brexit поставят под угрозу подписание какого-либо соглашения об отношениях с Евросоюзом и подорвут перспективы торговой сделки с США. Это, в свою очередь, чревато серьезными последствиями для экономики всего Соединенного Королевства.

— Текущий курс ведет в тупик, он ненадежен и неустойчив. Парламент должен сказать свое слово, — заявил «Известиям» член комитета палаты общин по делам Северной Ирландии Стивен Фэрри. — Однако учитывая, что большинство в палате общин принадлежит [правящим] консерваторам (из 650 мест они занимают 364. — «Известия»), я ожидаю, что документ с высокой долей вероятности все-таки будет одобрен.

По оценке политика, если законопроект пройдет в парламенте, он неизбежно повлияет на отношения с Евросоюзом в целом и Республикой Ирландия в частности.

Другой собеседник «Известий» в Вестминстере признает: такие шаги влияют на взаимное доверие и, вероятно, «неблагоприятно скажутся» на ходе торговых переговоров. Однако пока слишком рано говорить о далеко идущих последствиях, отметил он.

Тем временем документ вызвал негодование не только в Северной Ирландии, Уэльсе и Шотландии, но и за рубежом: так, представители Демократической партии США заявили, что билль может негативно сказаться на будущем торговом соглашении Лондона и Вашингтона, а премьер-министр соседней Республики Ирландия Микал Мартин, раскритиковав решение британского правительства, отметил, что «для Brexit наступил критический момент, ставки очень высоки».

Однако резче и быстрее всех отреагировали те, на кого этот законопроект, похоже, был направлен. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что такой документ нарушит нормы международного права, а ее заместитель Марош Шефчович даже отправился в Лондон на экстренное заседание совместного комитета по Brexit, дабы получить от Британии разъяснения.

В британском правительстве признают: новый билль противоречит сделке с Евросоюзом и нарушает некоторые нормы международного права. Как сказал накануне его публикации министр по делам Северной Ирландии Брэндон Льюис, это нарушение произойдет в «очень специфической и ограниченной форме», поскольку уже были прецеденты, когда Британия и другие страны под влиянием обстоятельств пересматривали взятые на себя международные обязательства. При этом премьер-министр страны Борис Джонсон в беседе со своим ирландским коллегой заверил его: Лондон привержен выполнению протокола о статусе Северной Ирландии и намерен в будущем укреплять связи и расширять диалог с Республикой Ирландия.

Известия. 10.09.2020

Читайте также: