Южная Осетия не вынесла жестокого обращения
Лана Парастаева, Ольга Алленова
Президент Южной Осетии отстранил от должности главу МВД и отправил в отставку правительство республики. Это произошло после того, как на улицы города вышло несколько тысяч человек, возмущенных смертью местного жителя, погибшего от пыток в МВД.
28 августа 30-летнего жителя Цхинвала Инала Джабиева доставили в республиканскую клиническую больницу в бессознательном состоянии из местного изолятора временного содержания. Накануне его задержали сотрудники полиции — по версии МВД, господин Джабиев мог участвовать в покушении на главу МВД Игоря Наниева, машина которого была обстреляна 17 августа. Расследуя это дело, правоохранители провели обыски у 56 местных жителей и задержали трех цхинвальцев — Инала Джабиева, Николая Цховребова и Герсана Кулумбегова.
К 17 часам 28 августа родственники и знакомые Инала Джабиева узнали о том, что он скончался в больнице. Несколько десятков человек отправились к моргу, но здание больницы было оцеплено военными. Родственники требовали выдать им тело погибшего, но их даже не пустили внутрь. Вскоре в соцсетях появились фотографии тела Инала Джабиева, сделанные, очевидно, в морге,— на них видны фиолетовые гематомы огромных размеров на руках, спине, щиколотках, внутренней поверхности бедер погибшего, а также раны на запястьях, похожие на следы от наручников.
Весть о том, что молодой человек скончался от пыток в МВД, быстро облетела Цхинвал. На площади у Дома правительства стали собираться возмущенные люди — в ночь с пятницы на субботу там было около 2 тыс. человек. «В отставку, в отставку!» — скандировали они.
К ним ненадолго вышел президент Южной Осетии Анатолий Бибилов и уточнил, чьей отставки требуют люди,— ему стали кричать: «Уходи!»
Дело в том, что в Южной Осетии давно известно о пытках заключенных и задержанных — в декабре прошлого года оппозиционные депутаты парламента даже инициировали вотум недоверия главе МВД Игорю Наниеву, но не набрали большинство голосов. В мае 25 заключенных в цхинвальской исправительной колонии перерезали себе вены, а в июне депутаты пригласили в парламент главу МВД, министра юстиции и генерального прокурора, чтобы выяснить, что происходит в колонии. Но на заседание пришел президент с двумя сотнями вооруженных силовиков, и конструктивного разговора не получилось.
Депутат от партии «Ныхас» Зита Бесаева рассказала “Ъ”, что силовики давно используют практику выбивания признательных показаний у задержанных и что она неоднократно обращалась к силовым министрам и генпрокурору, чтобы добиться разрешения встретиться с заключенными, но ей и другим депутатам в этом отказывали. «И президент, и генпрокурор, и глава МВД, и министр юстиции знали о жестоком обращении с заключенными и задержанными, но они не сделали ничего, чтобы это прекратить»,— говорит депутат Бесаева. По словам другого депутата от партии «Ныхас» Давида Санакоева, именно поэтому цхинвальцы стали требовать отставки президента: «Он взял на себя ответственность за все происходящее. У парламента были вопросы к силовикам, но президент и генпрокурор их защищали — теперь они должны ответить за эту трагедию».
В пятницу глава МВД Игорь Наниев был отстранен от должности. В ночь на субботу премьер Южной Осетии Эрик Пухаев сложил с себя полномочия, а днем 29 августа президент отправил в отставку все правительство. Действия властей не успокоили цхинвальцев — они собирались на главной площади города и в пятницу, и в субботу, требуя отставки генпрокурора, президента, а также наказания всех причастных к пыткам Инала Джабиева. «Отставка правительства — это отвлекающий маневр, но он не решит проблему,— сказала “Ъ” руководитель медиацентра "Ир" Ирина Гаглоева.— Люди требуют серьезных изменений, реформ. Ситуация с нашими правоохранительными органами ухудшалась на протяжении многих лет. Депутаты предупреждали власть о том, что это приведет к трагедии, и вот она случилась».
Собеседница “Ъ” отметила также, что на рост народного недовольства повлияла и тяжелая экономическая ситуация в республике, вызванная пандемией,— граница между Южной Осетией и Россией фактически закрыта уже пять месяцев.
Тело убитого Инала Джабиева выдали родным в ночь на субботу. К ним домой потянулся весь Цхинвал. Мать убитого, оплакивая его, рассказывала о том, что ее сына подвешивали за ноги, били и пытали током и что теперь ей придется растить трех его детей. Джабиевых в городе знают как небогатую, но достойную семью — отец Инала воевал в Афганистане, был ранен. Сам Инал Джабиев с женой и детьми недавно дождался очереди на социальное жилье и получил квартиру в новом доме.
Родственникам убитого выдали в цхинвальском морге заключение о смерти, в котором говорится, что причиной его гибели стал оторвавшийся тромб. Они отказались забирать такой документ, заявив, что он умер от пыток и властям не удастся это скрыть. Также появилась информация о том, что еще один задержанный, Николай Цховребов, сильно избит. В пятницу его отвезли в Знаурскую районную больницу, где мать смогла его увидеть. В соцсетях разошлась аудиозапись ее рассказа о том, что сын не может ходить и испытывает сильную боль. В субботу его перевели в реанимацию цхинвальской республиканской клинической больницы. В беседе с “Ъ” Алла Цховребова рассказала, что ее сыну делали уколы промедола, но состояние его ухудшилось. «Меня к нему пускают на полчаса в день, у палаты стоят трое полицейских,— рассказала она.— Я не знаю, есть ли у него лечащий врач, мне никакой информации не дают. У него страшные боли — думаю, сотрясение мозга и повреждение позвоночника. В туалет его возят на инвалидной коляске». По ее словам, сын пропал еще 23 августа. Алла воспитывала сына одна — ее муж погиб во время грузино-осетинского конфликта в 90-е.
«Это простые парни, из небогатых семей, за которых некому заступиться,— говорит Давид Санакоев.— И это вызывает еще большее возмущение у народа».
На фоне непрекращающихся митингов на площади у Дома правительства власти задержали в субботу восемь сотрудников полиции, которые могут быть причастны к избиениям Инала Джабиева,— им предъявлено обвинение в «причинении вреда по неосторожности». Такая трактовка их действий вызвала новую волну возмущения в республике.
«Я приношу самые глубокие соболезнования семье Инала,— заявил президент Бибилов.— Непрофессионализм и грубый произвол сотрудников правоохранительных органов привели к трагедии. Расследование всех обстоятельств его гибели проходит под моим личным контролем. Восемь сотрудников МВД находятся под следствием».
Но собравшиеся на площади говорили, что на скамье подсудимых должны оказаться и генпрокурор, и глава МВД, и глава Минюста. «Одними отставками им не отделаться»,— кричали протестующие. Также люди требовали отставки президента.
В парламенте 29 августа состоялась чрезвычайная сессия, на которой 23 из 27 присутствовавших депутатов проголосовали за отставку генпрокурора Урузмага Джагаева. Однако решение об отставке генпрокурора должен принять президент, а он пока не спешит — многие объясняют это тем, что господин Джагаев близок к президенту.
В воскресенье протестующие сделали перерыв, чтобы семья убитого могла как подобает с ним проститься. Но в понедельник, после похорон Инала Джабиева цхинвальцы намерены снова выйти на площадь — на траурный митинг.
Коммерсантъ. 31.08.2020