«Все стрелы ядовитые, ковидные, направлены против Лукашенко»
Президент Белоруссии Александр Лукашенко с опозданием на день обратился к парламенту и народу страны. В речи, которая длилась ровно полтора часа, он уместил всю свою предвыборную программу. Президент Белоруссии обещал не допустить возврата к «лихим 90-м», настаивал на безальтернативности эволюционного (а не революционного) развития, разоблачал некомпетентность противников и призывал «не ждать чудес». При этом немало внимания он уделил России: в частности, дал понять, что братские отношения остались в прошлом — причем по вине Москвы, а не Минска. “Ъ” собрал наиболее яркие высказывания Александра Лукашенко.
О месте Белоруссии в глобальной геополитике
«США вступили в период постоянной протестной турбулентности. В Китае вспыхнул Гонконг. Рядом Тайвань стал активно перевооружаться. Обострились противоречия в регионе Южно-Китайского моря, где сосредоточены огромные запасы нефти и газа. Полыхнуло на индийско-китайской границе. Чтобы защитить себя, Китай вынужден активизировать военное строительство. Заискрило на границе между Индией и Пакистаном — двумя странами с ядерным оружием. Пылающие очаги нестабильности мы вновь наблюдаем в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Нагнетаются страсти в отношении Ирана, Венесуэлы, Сирии, иных стран, позволяющих себе независимую, свободолюбивую политику».
«Да и на постсоветском пространстве десятилетиями не можем разрешить массу застаревших конфликтов. Приднестровье, кавказский клубок противоречий, армяно-азербайджанский конфликт. Более того — получили еще и Украину. И вот на этом геополитическом разломе сегодня находится Беларусь. Единственное спокойное звено в сердце Евразии, живущее своим умом. Поэтому сегодня — на разрыв. И Россия боится нас потерять, ведь, кроме нас, у нее не осталось по-настоящему близких союзников, и Запад последнее время стал проявлять к нам все более предметный интерес. Да и Китай всерьез рассчитывает на стабильность своего друга. Наш ответ всем известен: Беларусь не дружит с кем-то против кого-то. Мы за многовекторность. Последовательную, предсказуемую внешнюю политику».
Об отношениях с Россией
«Россия всегда была, есть и будет нашим ближайшим союзником, кто бы ни был у власти в Беларуси или России. Это непреодолимый фактор. Это глубоко внутри наших народов. Это глубоко внутри наших народов, даже несмотря на то, что Россия братские отношения с нами поменяла на партнерские. Напрасно!»
О «российских боевиках»
Говоря о задержанных в Белоруссии россиянах, якобы причастных к частной военной компании «Вагнер» Александр Лукашенко в очередной раз повторил версию Минска, что они прибыли именно с задачей дестабилизировать обстановку в Белоруссии. Более того — он сообщил, что на юг страны переброшен еще один отряд.
«Я с удивлением наблюдаю некую дискуссию в интернет-каналах по поводу недавнего задержания 33 боевиков в Беларуси, какие там выводы и предложения. Дошли до того, что два президента договорились. Это очень опасный и сильный сигнал. И все это вранье. Про Стамбул, про Венесуэлу, про Африку и Ливию. Эти люди дали показания, что были отправлены специально в Беларусь. Команда была "ждать", билеты, купленные на Стамбул,— это легенда. Потому что российская граница закрыта, им надо было предъявить и там, и здесь, что они летят в Стамбул. Зачем лететь в Стамбул или какую-то африканскую страну через Беларусь? Ведь запросто можно было из Новороссийска, из Крыма в конце концов. Махнул — и там, в Стамбуле. Чего через Беларусь? Не слушайте этого вранья. Это вранье никому не надо. Мы имеем свою страну, страна имеет законы. Кому как не нашим родным братьям-россиянам и руководству не знать эти законы. Знают».
«Сегодня поступила информация о еще одном отряде, который переброшен на юг. Это мы должны бегать и ловить по лесам. Мы же их всех отловим».
О протестных настроениях в молодежной среде
«Несмотря на то, что в среде молодежи сейчас, как в никакой другой, распространены иные мнения, мы гордимся этим поколением. Гордимся еще и потому, что оно наше, мы его взрастили и воспитали. Гордимся тем, что фактически имея 25–30 лет опыта независимости, воспитали свободомыслящих, небезразличных людей. Но где-то за это и получили. Именно на чувствах справедливости и небезразличия наших молодых людей сейчас строится противниками недобросовестная технология вовлечения молодежи в политический процесс. За вами будущее, но поверьте, что лучше учиться на чужих ошибках, а не на своих собственных. Поэтому прошу — сохраняйте рассудок холодным под каким бы предлогом вас ни вовлекали в политические игры».
«Надо уберечь молодежь от пагубных поступков. Ничего у этих кукловодов не получится! Просто пострадают наши люди».
Об информационной кампании против власти
«За прошедшие месяцы соцсети и Telegram-каналы наводнились чушью, грязью, бесстыжим, бессовестным враньем. Люди потеряли всякую совесть. Я уже не говорю о тех, которых я взрастил на собственных руках, от собственной груди. Вы посмотрите на наших творцов (деятелей культуры.— “Ъ”): они ж вчера кланялись, извивались, радовались, пели, плясали, что с ними случилось буквально за сутки?»
Все стрелы ядовитые, ковидные, сегодня направлены против Лукашенко. Свалить, унизить растоптать, уничтожить. Так вот знайте: даже без меня белорусский народ сможет себя защитить.
Потому что знает, что другой земли в мире, кроме Белоруссии, у него не будет. Помните, у нас есть и полиция, и армия, и спецслужбы. Это дети тех, кого вы хотите запрячь в телегу и погонять кнутом. Люди в погонах вам этого сделать не позволят. Даже без меня».
О возможности прихода другого президента
«Мы примем любое ваше решение. Только никогда не предавайте, предательство не прощается даже на небесах».
«Если вы не способны и к чему-то не готовы — уйдите в сторону, не мешайте, не путайтесь под ногами, дайте спасти страну. Через год-два мы устаканим эту ситуацию и сделаем так, как надо белорусскому народу, но на эмоциях нельзя сегодня решать ни один вопрос».
«Я не святой. У меня есть все — и хорошее, и плохое,— но вы меня знаете. Вы знаете, на что я пойду, на что нет, что я могу, а что нет. Вы знаете, что ваша жизнь для меня — святое. Остальное забудьте. Завтра придет и возьмет человек новый, неизвестный, эту конституцию — какую политику он будет проводить? Вы его удержите от обвальной приватизации? Вы его удержите от того, что он столкнет страну влево или вправо? Удержите, сегодня уже удержите и без меня».
О некомпетентности оппонентов
«Нашли этих трех несчастных девчонок (объединенный оппозиционный штаб: Светлана Тихановская, Вероника Цепкало, Мария Колесникова.— “Ъ”). Они же не понимают, что они читают. Что вы им пишете? "Проведем нечестные выборы, выпустим экономических, политических, наркоманов, уголовников, проведем честные выборы и будем жить". Но вы же им хоть подскажите, что не президент в Белоруссии назначает выборы. Что после нечестных выборов никогда белорусский парламент не ввергнет страну в череду предвыборных кампаний и не назначит очередные выборы. Вы хоть об этом подумайте. Что вы им пишете? Они же не понимают, что говорят и что творят. Но мы же видим, кто за ними стоит».
Об иностранных инвестициях
«Самый мощный и безопасный источник роста экономики — это инвестиции. Много сегодня говорят в том числе наши альтернативщики (оппозиционные кандидаты.— “Ъ”) — что к нам хлынут инвесторы извне. Вот выборы сейчас пройдут, нечестные, зэков выпустят, проведут честные выборы, и инвестиции к нам хлынут. Если отдадим им свои предприятия, то Беларусь вообще превратится в райский уголок. Давайте посмотрим на это с реальных позиций».
О подходе к пандемии коронавируса
«В наших больницах не сортировали больных, как на фронте. "Покрепче, помоложе — будет жить, будем лечить, спасем. А это старик — он и так отойдет" — цитата (кого именно цитировал господин Лукашенко, он не уточнил.— “Ъ”). На каждом этапе борьбы с этой бедой мы принимали адекватные меры. Это то, что сейчас называют особым путем Беларуси. И сегодня все страны признают, что мы поступили правильно. Но какое давление было вначале: шаблонные для всех стран рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Немедленный карантин, комендантский час, закрытие границ, остановка предприятий. Как вы понимаете уже сегодня, на это я пойти не мог. Каждый день объясняя свои шаги, я пытался достучаться до каждого белоруса. Дать понять: остановимся, изолируем людей — погибнем как нация и потеряем государство. Так бы сегодня и было».
Подготовил Кирилл Кривошеев
Коммерсантъ. 04.08.2020