Украинцы хотят досрочных парламентских выборов
Татьяна Ивженко
У здания офиса Генпрокуратуры Украины установлены палатки активистов. Они выдвинули ряд требований власти. В частности, расследовать деятельность главы офиса президента Андрея Ермака, первого замсекретаря Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) Руслана Демченко, уволить генпрокурора Ирину Венедиктову. А также освободить волонтеров и бывших участников АТО, которые обвиняются в причастности к убийству журналиста Павла Шеремета.
«Агенты Кремля в кабинетах власти, а патриоты – в тюрьмах. Мы не будем этого терпеть!» – анонсировало свою акцию Движение сопротивления капитуляции. Речь идет о двух разных сюжетах, которые сегодня на слуху в Украине. Во-первых, в эти дни начинаются подготовительные судебные заседания по «делу Шеремета», погибшего в центре Киева в июле 2016 года.
В декабре 2019 года украинские силовые структуры задержали подозреваемых в осуществлении теракта – военную медсестру Яну Дугарь, детского кардиохирурга Юлию Кузьменко и ветерана АТО Андрея Антоненко. По версии следствия, к организации привлекалась также семья бывших участников войны в Донбассе – Владислав и Инна Грищенко. В украинских ветеранских организациях считают доказательства сфабрикованными и настаивают на невиновности задержанных. Именно поэтому часть участников «Марша защитников Украины» вечером 24 августа отправилась в правительственный квартал с требованием освободить людей, которых активисты считают политзаключенными. Отсюда и требование уволить генпрокурора.
Вторая линия требований связана с проваленной спецоперацией Службы безопасности Украины по задержанию группы бойцов, которых в СМИ называют наемниками частной военной компании Вагнера. Движение сопротивления капитуляции на днях обнародовало заявление, в котором выразило подозрения в предательстве главы офиса президента Андрея Ермака и первого замсекретаря СНБО Руслана Демченко. Активисты добивались, чтобы вопрос был рассмотрен на внеочередном заседании парламента 25 августа.
Депутаты собрались, но от разговора об операции спецслужб ушли. В повестке дня значилось шесть пунктов, среди которых повышение уровня минимальной зарплаты до 5 тыс. грн (около 200 долл.), внесение поправок в госбюджет, рассмотрение вопроса о государственном гербе Украины. Представители власти преподносили эту повестку как заботу о повышении благосостояния рядовых граждан. Оппозиция заявляла, что повышение минимальной зарплаты при существующем высоком уровне налогообложения направлено в первую очередь на повышение налогов для работодателей. И что в результате рынок труда уйдет в тень.
В июле Киевский международный институт социологии (КМИС) провел опрос, результаты которого показали, что 46% украинцев верят в новую политику Зеленского, а 38% убеждены, что он продолжает проводить политику Порошенко. Больше претензий к Верховной раде: сейчас 50% украинцев считают, что следует снова досрочно переизбрать депутатов, 39% не поддерживают эту идею.
В августе 59% граждан (по данным опроса, результаты которого обнародованы на сайте фонда «Демократические инициативы» им. И. Кучерива) заявили, что ситуация в стране развивается в неправильном направлении. Только 19% придерживаются противоположного мнения. Большинство оптимистов (33%) составляет молодежь. Но именно в этой возрастной группе (до 40 лет) больше всего тех, кто хотел бы уехать из Украины, отметили социологи.
На настроения влияет экономическая ситуация, которая зависит как от решений центральной власти (например, в сфере налогов), так и от ситуации в Донбассе (фактор нестабильности влияет на инвестклимат). Стремление команды Зеленского разрешить вторую часть проблемы вызывает критику со стороны части оппозиции. Лидер партии «Европейская солидарность» Петр Порошенко заявил 24 августа, что украинская власть идет на уступки: «Вместо того чтобы обеспечить выполнение Россией взятых на себя обязательств, они (команда Зеленского. – «НГ») берут на Украину новые обязательства в виде «формулы Штайнмайера». Сейчас они говорят, что еще только будут организовывать выборы на оккупированных территориях. Какие выборы? Кто это собирается организовывать и выполнять? Написано (в украинском законе. – «НГ») – выборы исключительно согласно украинскому законодательству и в соответствии со страндартами ОБСЕ. Не может быть по стандартам ОБСЕ выборов на оккупированных территориях в присутствии оккупационных войск».
Назначенный Зеленским новый глава украинской делегации на минских переговорах Леонид Кравчук уже несколько недель уверяет украинцев, что власть не пойдет на уступки в ущерб национальным интересам и территориальной целостности. Но он говорит также о том, что ради возвращения неподконтрольных территорий в состав Украины нужно услышать людей с другой стороны от линии разграничения. В интервью Дмитрию Гордону Кравчук отметил, что «с той стороны» большинство жителей хотели бы «быть в составе Украины в автономном режиме… Они хотят жить на этой земле, пользоваться законами Украины, той ситуацией, которая есть в Украине, но и иметь возможность общаться с Россией». Глава делегации отметил, что это и называется особым статусом, но можно назвать его иначе: «Можно сказать и так: особая система местного самоуправления в Донбассе». К этому Кравчук хотел бы добавить и статус свободной экономической зоны для Донецкой и Луганской областей в довоенных границах.
Идеи первого президента вызывают много споров в Украине. Одни видят в них путь к завершению войны, другие – предательство национальных интересов. Опрос, проведенный в июле фондом «Демократические инициативы» им. И. Кучерива и Центром Разумкова, показал, что идею предоставления особого статуса ради достижения мира безусловно поддерживают 26,7% в украинском обществе; не поддерживают ни при каких обстоятельствах – 26,8%. Еще 6,9% готовы поддержать в том случае, если ее одобрит партия или политический лидер, которому доверяет респондент, а 9,2% – при условии ввода в Донбасс миротворческой миссии. В случае полного восстановления действия на всей территории Донбасса Конституции и законодательства Украины расширенные полномочия местной власти готовы предоставить 15,5%.
В Украине по-прежнему нет единого видения выхода из донбасского тупика: только 20% граждан готовы на любые компромиссы ради мира; а 48,3% считают, что речь может идти только об отдельных компромиссных решениях (не в ущерб национальным интересам Украины). 21,7% убеждены, что «мир можно установить только с позиции силы, когда одна из сторон одержит победу».
Независимая газета. 25.08.2020